Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок

Революция в частной жизни

100-летие русской революции. К этому магическому юбилею вся страна готовилась с опаской – как бы не попасть в рифму истории. Официальные празднества получились слегка неопределенными. Осталось неясным, что нынче принято думать о делах 1917 года, великое это было свершение или национальная катастрофа. За государство отдуваются творцы: чуть не в каждом театре, музее, концертном зале России идет что-нибудь "революционное". В лучших спектаклях и выставках слышна та же вопросительная интонация: сто лет прошло, а мы все не можем охватить прошлое единым взглядом, найти ответы. Ничего удивительного, ведь трудно смотреть со стороны на то, что еще не пережито, что имеет влияние на наши каждодневные дела, чувства и мысли.

100-летие русской революции. К этому магическому юбилею вся страна готовилась с опаской – как бы не попасть в рифму истории. Официальные празднества получились слегка неопределенными. Осталось неясным, что нынче принято думать о делах 1917 года, великое это было свершение или национальная катастрофа. За государство отдуваются творцы: чуть не в каждом театре, музее, концертном зале России идет что-нибудь "революционное". В лучших спектаклях и выставках слышна та же вопросительная интонация: сто лет прошло, а мы все не можем охватить прошлое единым взглядом, найти ответы. Ничего удивительного, ведь трудно смотреть со стороны на то, что еще не пережито, что имеет влияние на наши каждодневные дела, чувства и мысли.

Пока нет сил составить общую картину мира, стоит вглядеться в его, мира, частности. Две небольшие актуальные выставки в музеях Петербурга действуют именно так, рассматривают образ революции в жизни двух частных лиц.

Владимира Маяковского, впрочем, трудно назвать лицом частным – это же рупор революции, главный советский поэт. В 1920-е художники и литераторы создавали стране советов тот самый "образ будущего", который мы теперь никак не можем найти. Маяковский как никто приложил руку к позитивному имиджу СССР. А на выставке Театрального музея "Маяковский haute couture: искусство одеваться" мы видим, как он строил свой собственный имидж. О внешнем виде поэт заботился с бедняцкой юности, знаменитая "желтая кофта" служила отличной рекламой его стихам. Но вот парадокс: чем активней Маяковский прославляет советский паспорт, пропагандирует продукцию "Москвошвеи" или новую рабоче-крестьянскую моду, тем более буржуазно выглядит в личной жизни (особенно с 1922 года, когда его стали выпускать за границу). На выставке все это очень наглядно показано: английское пальто, куртка американского летчика, ботинки из Парижа, рядом артефакты социалистического общежития. Поэт жил как будто перпендикулярно собственному "революционному" творчеству. Правда, как мы знаем, эта двойная жизнь не уберегла его от ранней гибели.

Стратегия художника совсем другого поколения кажется более успешной. В Шереметевском дворце проходит выставка, приуроченная к юбилею "главного Митька" Дмитрия Шагина "ДШ в ШД". Революционные образы тут повсюду: "Аврора" нарисована на балалайке, "Аврора" нос к носу с "Желтой подводной лодкой" the Beatles, Ленин в ушанке подает Митьку кипяточку. В своих смешных картинках Шагин даже матросов 17-го года лишил смертоубийственной силы. Правда, и времени сколько прошло, и позднесоветский официоз помог - с его дежурными плакатами и одинаковыми памятниками на каждом полустанке. Художник, который живет параллельно государству (сначала советскому, теперь постсоветскому), не обращая на него особого внимания, расколдовал призраков прошлого силой нехитрого юмора. Его творчество как хороший анекдот: не дает ответов, просто снимает вопросы. Надо полагать, мы с вами тоже когда-нибудь так сможем, лет через сто.

Выставка "Маяковский “haute couture“: искусство одеваться" открылась в Театральном музее на площади Островского 13 октября и продлится до 22 января 2018 года.

Выставка "ДШ в ШД: юбилей Дмитрия Шагина в Шереметевском дворце" открыта в Шереметевском дворце на набережной Фонтанки с 26 октября по 27 ноября 2017 года.


Закрыть