Среди этих "наивных" – и наши законотворцы, в последнее "рыночное" десятилетие практически приравнявшие театр к бане: содержи себя, зарабатывай "помывками", окупайся, входи, дорогой, в рынок, в наш дикий капитализм, милости просим! Почему-то приводят в пример Европу и США, внушая незнающим людям, что бывает театр, который может кормить себя сам.

Не бывает! Ни драматический театр, ни детский, а особенно музыкальный не выживает в системе самоокупаемости!

Из всех видов театра в мире приносит прибыль только Бродвей с его индустрией мюзикла, существующей в Нью-Йорке, между 42-й и 46-й стрит. Это только одна такая точка на земном шаре. Больше нет. И это в богатейшей стране. И это определенный вид театра, где годами, изо дня в день, артисты из поколения в поколение играют одно и то же.

Кроме того, сперва в бродвейский мюзикл вкачиваются миллионы, а уж потом в течение многих лет "отбиваются". Нашим "Бродвеем" мог стать мюзикл "Норд-Ост", заделанный по такой схеме. Если бы не трагедия, произошедшая 15 лет назад в Театральном центре на Дубровке, через год он окупил бы затраты, через 2 стал бы приносить прибыль. Но судьба распорядилась иначе, и это тоже некий знак: в нашей стране Бродвей невозможен…

Нет и единой театральной западной системы! Есть немецкий, французский, американский варианты – и везде все устроено по-разному: где-то доля государственного участия больше, где-то меньше.

Лично мне очень нравится эстонская модель, принятая в 1990-е гг. Большой процент (могу ошибиться, но, кажется, 10%) от продажи табака и алкоголя идет в фонд "Культур-капитал". А фонд кормит культуру. "Чем больше мы пьем, тем больше процветает наше искусство", – шутят эстонцы. Таким образом государство стимулирует театр страны, где каждый (!) житель, по статистике, раз в год бывает в театре. Такая страна тоже только одна – чтобы каждый и раз в год.

И почему мы не Эстония? Представляете, как бы расцвело наше искусство, прими Россия аналогичный закон?..

Все рассказы про самоокупаемый американский театр – тоже чистый вымысел. Точно так же собственные доходы театров составляют там 30-35%, а в самых крупных театрах – 40%. Остаток покрывают частные пожертвования: государство не собирает налоги с этих частных спонсоров, и, выходит, это государственная политика. А у нас десятилетиями не принят закон о театре…

В России – огромная сеть государственных театров. Они, увы, законодательно приравнены к сфере обслуживания, они нищают, и уже сколько раз деятелям театра приходилось отбивать законотворческие атаки и доказывать: мы – искусство, а не баня. И вспоминать слова академика Д. С. Лихачева: "Существование отдельных государств и целых народов вне культуры – совершенно бессмысленно".

Добавим: вне театра – тоже.

2017-11-14T19:29:54+03:00
Может ли театр прокормить себя?

Среди этих "наивных" – и наши законотворцы, в последнее "рыночное" десятилетие практически приравнявшие театр к бане: содержи себя, зарабатывай "помывками", окупайся, входи, дорогой, в рынок, в наш дикий капитализм, милости просим! Почему-то приводят в пример Европу и США, внушая незнающим людям, что бывает театр, который может кормить себя сам.

Читать далее

Не бывает! Ни драматический театр, ни детский, а особенно музыкальный не выживает в системе самоокупаемости!

Из всех видов театра в мире приносит прибыль только Бродвей с его индустрией мюзикла, существующей в Нью-Йорке, между 42-й и 46-й стрит. Это только одна такая точка на земном шаре. Больше нет. И это в богатейшей стране. И это определенный вид театра, где годами, изо дня в день, артисты из поколения в поколение играют одно и то же.

Кроме того, сперва в бродвейский мюзикл вкачиваются миллионы, а уж потом в течение многих лет "отбиваются". Нашим "Бродвеем" мог стать мюзикл "Норд-Ост", заделанный по такой схеме. Если бы не трагедия, произошедшая 15 лет назад в Театральном центре на Дубровке, через год он окупил бы затраты, через 2 стал бы приносить прибыль. Но судьба распорядилась иначе, и это тоже некий знак: в нашей стране Бродвей невозможен…

Нет и единой театральной западной системы! Есть немецкий, французский, американский варианты – и везде все устроено по-разному: где-то доля государственного участия больше, где-то меньше.

Лично мне очень нравится эстонская модель, принятая в 1990-е гг. Большой процент (могу ошибиться, но, кажется, 10%) от продажи табака и алкоголя идет в фонд "Культур-капитал". А фонд кормит культуру. "Чем больше мы пьем, тем больше процветает наше искусство", – шутят эстонцы. Таким образом государство стимулирует театр страны, где каждый (!) житель, по статистике, раз в год бывает в театре. Такая страна тоже только одна – чтобы каждый и раз в год.

И почему мы не Эстония? Представляете, как бы расцвело наше искусство, прими Россия аналогичный закон?..

Все рассказы про самоокупаемый американский театр – тоже чистый вымысел. Точно так же собственные доходы театров составляют там 30-35%, а в самых крупных театрах – 40%. Остаток покрывают частные пожертвования: государство не собирает налоги с этих частных спонсоров, и, выходит, это государственная политика. А у нас десятилетиями не принят закон о театре…

В России – огромная сеть государственных театров. Они, увы, законодательно приравнены к сфере обслуживания, они нищают, и уже сколько раз деятелям театра приходилось отбивать законотворческие атаки и доказывать: мы – искусство, а не баня. И вспоминать слова академика Д. С. Лихачева: "Существование отдельных государств и целых народов вне культуры – совершенно бессмысленно".

Добавим: вне театра – тоже.


Текст: Марина Дмитревская
Фото: Петербургский дневник

Разделы: Интересное
Тэги: театр

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети