Яндекс.Метрика
  • Екатерина Ерохина, специалист по научной коммуникации Университе

Цифровая амнезия: становимся ли мы глупее из-за Интернета?

В метро, на улице, за обедом и в очереди в магазине нас окружают люди с вросшими в руки телефонами. Лет 15 назад со стороны это бы выглядело безумием. Но сейчас, кажется, благодаря смартфонам мы не только смотримся, но и думаем иначе

В метро, на улице, за обедом и в очереди в магазине нас окружают люди с вросшими в руки телефонами. Лет 15 назад со стороны это бы выглядело безумием. Но сейчас, кажется, благодаря смартфонам мы не только смотримся, но и думаем иначе.

Мобильный Интернет сделал доступ к любой информации невероятно легким. Можно больше не бояться заблудиться в незнакомом месте – на помощь всегда придет карта в телефоне. Это большой плюс, но наверняка вы уже задумывались и об очевидных минусах такого доступного источника информации. Раз не обязательно знать то, что можно "нагуглить", значит ли это, что год за годом телефоны становятся умнее, а их владельцы – глупее?

Проверить такую гипотезу не очень-то просто. Можно, конечно, провести уличный опрос. Когда захваченные врасплох студенты не могут с ходу ответить, кто написал "Евгения Онегина" или когда произошла Куликовская битва, так и хочется назвать их неучами. Но, может, человек просто волнуется перед камерой? Может, все последние годы он изучал авиационные двигатели и вообще не вспоминал ни о художественной литературе, ни об истории? От науки такие опросы далеки.

Одно из самых известных научных исследований по влиянию Интернета на память провела в 2011 г. профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Бетси Спэрроу. Продолжительный эксперимент состоял из четырех частей, и одно из заданий выглядело так. Две группы людей записывали в текстовый файл одинаковые подборки любопытных фактов, например "Глаз страуса больше его мозга". Группы были сформированы случайным образом и выполняли задание одинаково быстро, отличие было только в одном. Файлы первой группы не сохранялись. Второй группе, наоборот, разрешили сохранить записи в папке на компьютере. И проверка показала, что первая группа запомнила вдвое больше фактов, чем вторая. Участники второй группы знали, где хранится информация о страусе, но не помнили, что именно о нем говорилось.

Эксперимент продемонстрировал явление, которое часто называют цифровой амнезией. Наши современники больше не запоминают ненужную в повседневной жизни информацию, если ее можно найти в Интернете. Количество сиюминутных знаний, которым владеет отдельный человек, сокращается.

Но возможен и другой взгляд на проблему. Сама Спэрроу предпочитает называть доказанный эффект не цифровой амнезией, а трансактивной памятью. Ведь, открывая поисковик, мы не находимся в состоянии полной амнезии, мы подбираем ключевые слова, способные составить поисковый запрос. Мы не владеем конкретной информацией, но точно знаем, как ее отыскать. Память не исчезла, она лишь изменилась – сменила вектор.

И Интернет тут не первый виновник. По сути, вся история технологий – повесть об экономии ресурсов мозга. Первые клинописные таблички позволили правителю выкинуть из головы описи складов и налоговые ведомости. Алфавитная система перевела знания о прошлом из устных преданий в летописи. Калькулятор упростил расчеты, а компьютер позволил обрабатывать большие объемы данных. Означает ли это, что тысячелетие за тысячелетием люди становились все глупее? Думаю, вы с этим не согласитесь.

Вытеснение знаний из мозга на внешние носители продолжается всю историю, но сегодня этот процесс идет на интернет-скоростях. Не хотите от него пострадать? Тогда оградите от цифровой амнезии персональную информацию. Регулярно повторяйте важные номера телефонов и адреса, чтобы знать их на память. И, конечно, будьте готовы к ситуациям, когда на поисковик не окажется времени, – первую помощь нужно уметь оказывать без поддержки "Гугла".

Закрыть