Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок, обозреватель

Представьте себе, что вы умеете петь

Да не в караоке попсовые хиты, а старые былины, духовные стихи, скоморошьи сказания. Вы выучили их от своего отца, тот – от деда и так далее, в глубь поколений лет эдак на тысячу-другую. Вы подыгрываете себе на гудке и гуслях, как будто родились с ними в руках. Ваша классика не Чайковский с Римским-Корсаковым, а вот эти самые духовные стихи, доведенные веками совершенствования до умопомрачительной степени виртуозности и стилевого своеобразия. Чайковскому, конечно, тоже есть место в вашей картине мира – но это так, экспериментатор, жертва моды на все европейское, новейшая ветвь на старом и ничуть не дряхлом древе музыки.

Да  не  в  караоке попсовые хиты, а старые былины, духовные стихи, скоморошьи сказания. Вы выучили их от своего отца, тот – от деда и так далее, в глубь поколений лет эдак на тысячу-другую. Вы подыгрываете себе на гудке и гуслях, как будто родились с ними в руках. Ваша классика не Чайковский с Римским-Корсаковым, а вот эти самые духовные стихи, доведенные веками совершенствования до умопомрачительной степени виртуозности и стилевого своеобразия. Чайковскому, конечно, тоже есть место в вашей картине мира – но это так, экспериментатор, жертва моды на все европейское, новейшая ветвь на старом и ничуть не дряхлом древе музыки.

Примерно так и живет юрист, консультант Московской консерватории, иранский классический певец Хосейн Нуршарг. Искусство, которому он долгие годы учился от отца (а тот – от деда и т. д.), называется «аваз». В переводе – просто «пение». По сути – особая вокальная техника плюс знание сотен мотивов и мелодий, системы ритмов, способов взаимодействия с традиционными инструментами. В общем, карта целого музыкального мира. Наобум по ней никуда не доедешь, нужно владеть многочисленными правилами дорожного движения. В единый справочник-учебник они не сведены. Каждый опытный путешественник прокладывает свои пути к заветным вершинам на горизонте, изобретает свои приемы: тут взять правее, тут можно срезать, а там – держаться строго дедовских указаний.

Слушая персидскую классическую музыку, непременно почувствуешь внутреннюю красоту ее законов. Секрет, пожалуй, в силе убеждения искусных музыкантов. Обязательные условия игры – мощная подача на пределе физических возможностей, как в спорте, бесконечная уверенность в сообщаемой вам важнейшей информации (классических строфах Джалаладдина Руми и Омара Хайяма или собственной мистически-любовной поэзии), полемическая пылкость, страстность проповедников.

На религиозно-политического проповедника, впрочем, Хосейн Нуршарг нимало не похож. Какие бы сложные отношения ни связывали (или развязывали) нынешний Иран с Россией и всем остальным миром, концерт в «Колизее» 22 ноября – совсем не про то. Древо персидской музыки старше «стражей исламской революции» минимум на пол- торы тысячи лет и настолько же мудрее. Забавно: петербургская премьера Хосейна Нуршарга и ансамбля «Фераг» из Исфахана носит меланхолическое название «Ушедший караван». Не верьте: персидская классическая музыка – искусство не суровых бедуинов, а сверхобразованной интеллигенции. Этот караван никуда не уходит, слишком драгоценные вещи несет потомкам. И не только гражданам Ирана. Представьте, что было бы, если бы в России древняя культура так же передавалась из поколения в поколение, не пресекаясь войнами, царскими указами и нашествиями новых идей? Вот так, разве что со славянским акцентом, и было бы, послушайте только!


Закрыть