Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок

Преодоление хаоса: выставка «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь»

Весь город уже утыкан мрачными темно-зелеными пирамидами, которыми у нас традиционно изображают новогодние елки. Но год еще не закончился, даже зима пока не пришла. До наступления нового года как раз осталось время сделать самое важное дело в революционном 2017-м - сходить в Эрмитаж

Весь город уже утыкан мрачными темно-зелеными пирамидами, которыми у нас традиционно изображают новогодние елки. Но год еще не закончился, даже зима пока не пришла. До наступления нового года как раз осталось время сделать самое важное дело в революционном 2017-м - сходить в Эрмитаж.

Здесь – никакой рождественской пряничной зелени, вас встретит красный кумач. Выставочный проект «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь» начинается прямо от Эрмитажных КПП: белые колонны завешаны гигантскими алыми транспарантами и черно-белыми фотографиями революционных толп. Под мрачными взглядами солдат, матросов и голодных зевак мраморные обитатели Иорданской галереи как будто уменьшаются в размерах. Идешь вверх по парадной лестнице мимо угрожающего плаката с рабочим, разрывающим цепи, и попадаешь в лапы черно-бело-красной истории, которая здесь и началась.

Проект, оформленный голландским бюро Каспара Конейна, менее всего похож на «нормальную» музейную выставку. Это инсталляция, построенная на кричащих контрастах. Огромными фотографиями «зашит» весь Николаевский зал, в них – небольшие стенды с маленькими артефактами: нагрудные значки медсестер, приказы с подписями, казначейские билеты, подлинник акта об отречении Николая Второго – крошечный истрепанный листик А4, а какой громадный исторический эффект он произвел! Дальше - витрины с печатными изданиями первых лет советской власти от журнала «Эшафот» до изысканно-скабрезной «Книги Маркизы» Константина Сомова. Красным подсвечена люстра в Малой столовой, где производился пресловутый арест Временного правительства. На камине часы, остановленные 100 лет назад и заведенные 25 октября 2017 года. Коридоры, по которым носились солдаты, штурмовавшие Зимний, завешаны транспарантами: контраст с дворцовым убранством разительный. Надо слышать, с каким удовольствием экскурсоводы рассказывают о скитаниях революционеров от одной двери к другой: «И зачем они пошли во дворец через Комендантский подъезд?», - приговаривают старожилы.

Реальный штурм Зимнего был театральным перформансом, убеждены в Эрмитаже, как таковой он был не нужен: все двери нараспашку, ходи где хочешь, арестовывай кого хочешь. Штурмы, поставленные Николаем Евреиновым в 20-м году (живьем на Дворцовой площади) и Сергеем Эйзенштейном в 27-м (в кино), затмили подлинную историю. Эрмитаж рассказывает «как все было на самом деле» с бесстрастностью ученого, гордясь тем, что это первая за 100 лет выставка о революции, подготовленная музеем. Конечно, лукавит: здесь акцентируют внимание не на хаосе, а на его преодолении, рассказывают, как Эрмитаж сопротивлялся разграблению, как революция превратилась из главного события в жизни страны в один из ее эпизодов. В этом и пафос выставки-перформанса: люди гибнут, но культура – никогда. Ради этой простой мысли, выраженной многосложно, многопланово и изящно, в Эрмитаж сходить надо. Штурмом только брать ни к чему.

Закрыть