Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок

Режиссеры, персонажи и герои: Артдокфест в Петербурге

Международный фестиваль документального кино "Артдокфест" – а он стартует сегодня и пройдет в кинотеатре "Англетер" 6-12 декабря – все равно что галерея современного искусства.

Международный фестиваль документального кино "Артдокфест" – а он стартует сегодня и пройдет в кинотеатре "Англетер" 6-12 декабря – все равно что галерея современного искусства.

Главный в ней не художник даже, не режиссер, а куратор, который задает условия игры: на что смотреть и как это видеть. На Артдокфесте смотреть можно и нужно на все, что касается не идей и пропаганды, а людей и жизни "как она есть на самом деле" – будь то война на Украине и политические заключенные или юные руферы и милая женщина под 50, которая хочет замуж. 

Видеть стоит так, чтобы и нам, зрителям, осталось пространство для маневра – прожить кусочек чужой жизни, изумиться, устрашиться, рассердиться или наоборот. Отдельный вопрос: как эту жизнь показать? 

На Артдокфесте-2017 есть способы радикальные. Фильм Беаты Бубенец "Полет пули" – это 86 минут на мосту между украинским поселком и территорией так называемой ЛНР одним кадром, без склеек, без пощады к героям бурного конфликта. Картина Андрея Осипова "Восточный фронт" – молчаливая, смягченная лишь музыкой немецкая хроника 1930-1950-х: говорить с теми, кто завтра отправится на войну, будет лишь наш внутренний голос. В фильме Алексея Янковского "Сталинград. Мы еще живы или нет?", напротив, солирует авторский закадровый голос – торопится изложить все-все, что узнал об одной из самых ужасающих битв Второй мировой. В ленте же Олега Мавроматти "Обезьяна, страус и могила" к нам обращается видеоблогер с психическими особенностями – блогер-то реальный, да только в фильме его играет актер, невероятно вжившийся в роль (вы бы не догадались, если бы не спойлер – чур я ничего не говорила). 

Замечательно логично, что Артдокфест открывается двумя фильмами не о ком-нибудь, а о режиссерах. Причем известных тем, что в художественных фильмах они нащупывают ту самую "жизнь как она есть на самом деле". Дмитрий Рудаков в картине "Андрей Звягинцев. Режиссер" подсматривал за процессом съемок фильма "Нелюбовь", а сделал поэму о любви к истине и красоте. Павел Костомаров и Александр Расторгуев представляют отчет о съемках фильма Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". Их "Эти" – комедия, заставляющая ужаснуться тому, как может происходить российский кинопроцесс. 

Вот и получается, что режиссеры на фестивале – и художники-портретисты реальности, и персонажи в одной большой картине мира. Многие из них лично выступят в Петербурге на показах. Одну из таких встреч пропустить невозможно: великий театральный режиссер Анатолий Васильев 8 декабря представляет свою неигровую картину "Осел" в формате work in progress. Это как бы творческая встреча наоборот: не мы будем внимать режиссеру, а он нам. Посидит на сеансе, посмотрит на зрительскую реакцию, порасспрашивает – тут-то и мы с вами превратимся в главных героев дня, пусть на полчасика. Впрочем, мы и так ими являемся: думать-то об увиденном на Артдокфесте, выносить суждения и оценки будем мы с вами, а не кто-либо иной. 

Полное расписание фестиваля Артдокфест: www.angleterrecinema.ru/ru/projects/937.

Закрыть