Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок

Просто праздник: фестиваль петербургской Филармонии "Площадь искусств"

Бывает искусство вообще и искусство фестивальное. Этот водораздел хорошо виден в кино: массмаркет и фильмы, побеждающие в Каннах, Венеции и Берлине, – это, как правило, разные фильмы. Та же картина и в остальных культурных областях: по фестивалям не ездят антрепризные комедии – и наоборот, из премьер суперсовременных композиторов не состоит обычный репертуар филармонии в любой столице мира.

Бывает искусство вообще и искусство фестивальное. Этот водораздел хорошо виден в кино: массмаркет и фильмы, побеждающие в Каннах, Венеции и Берлине, – это, как правило, разные фильмы. Та же картина и в остальных культурных областях: по фестивалям не ездят антрепризные комедии – и наоборот, из премьер суперсовременных композиторов не состоит обычный репертуар филармонии в любой столице мира.

Есть, впрочем, еще один фестивальный жанр – ярмарка звезд. Он особенно востребован в классической музыкальной среде, возможно, по причине застарелого комплекса элитарности перед так называемой широкой публикой. В таком жанре и выдержан филармонический фестиваль "Площадь искусств", который 18-й раз пройдет по указанному в названии адресу с 14 по 24 декабря. В программе – только суперизвестные звезды с безупречной репутацией и абсолютно хитовым репертуаром.

Открывает "Площадь искусств" ни много ни мало Евгений Кисин, которого именно Юрий Темирканов когда-то "подсадил" на Рахманинова. Вот они и исполнят Второй фортепианный концерт плюс немного раннего Стравинского к 135-летию со дня рождения композитора. Шестнадцатого декабря с пианистом можно пообщаться, а 18-го послушать его сольник с Бетховеном и снова Рахманиновым. Двадцать первого декабря в Большом зале Филармонии с оркестром выступает феноменальный трубач Сергей Накаряков. В опусе Ad absurdum Йорга Видмана (написан для Накарякова в 2002 г., в России прежде не исполнялся) мы услышим предел виртуозности – циркулярное дыхание: это когда человек как будто вообще не дышит все 15 минут стремительнейшего стаккато; 20 декабря у Накарякова – встреча с поклонниками, 23-го в Малом зале Филармонии – сольный концерт. Великолепный тенор Франческо Мели сейчас на пике вокальной формы: он станет "вишенкой на торте" главного фестивального концерта 19 декабря – Реквиема Верди с блестящими солистами, хором Большого театра и оркестром – заслуженным коллективом России под управлением Юрия Темирканова (посвящается, конечно же, Дмитрию Хворостовскому); 22-го у Мели, как заведено, сольный вечер – между прочим, с Бриттеном и Листом помимо ожидаемых оперных хитов.

И так вся программа: German Brass упоительны, трио Пинхаса Цукермана великолепно, закрытие фестиваля с самой популярной музыкой Родиона Щедрина к его 85-летию – просто праздник, а не современная классика. Балет "Павана мавра" в исполнении Фаруха Рузиматова мы тоже уже видели, знаем… А вот и нет: 23 декабря легендарный танцовщик выступит не под фонограмму, как обычно, а с живым аккомпанементом. Музыку Генри Перселла играет барочная капелла Quantum Satis. Ансамбль, собранный из лучших петербургско-московских аутентистов специально "под проект", взял очень красноречивое название – "Сколько угодно". Наверняка публике будет угодно подольше: к "Паване мавра" прилагается второе отделение с Корелли, Джеминиани, ариями Генделя и Вивальди в исполнении новой звезды Дарьи Телятниковой. Так что на нынешней "Площади искусств" нас все-таки ждет открытие – пусть одно, но большое.

Закрыть