• Даниил Широков, студент магистратуры по научной коммуникации Уни

Загадка мелодии мозга

Музыка – всемирный феномен, который является частью культуры любого народа, однако ее происхождение до сих пор остается загадкой. Почему мы вкладываем в нее столько энергии, времени и денег? За долгий период изучения были предложены самые разнообразные теории происхождения музыкального искусства.

Например, небезызвестный Чарльз Дарвин отдельно выделял социальные и биологические аспекты музыки. Именитый исследователь считал, что музыка появилась благодаря сексуальному отбору – ведь моторные и когнитивные способности, необходимые для ее создания, служат индикатором хороших генов и увеличивают "репродуктивный успех".

По мнению же Криса Лерша и Натана Арбакла, ученых из Колорадского университета, музыка имела в первую очередь социальное значение, объединяя наших предков. Согласно полученным исследователями данным, она действительно сплачивает людей, превращая разрозненную группу в коллектив с единым настроением. Не менее интересна и теория австралийского профессора Ричарда Парнкатта, который придерживается идеи "материнских истоков". По Парнкатту, музыка берет начало из высоких и игривых голосов матерей, которые те использовали, когда общались со своими детьми.

Такие игривые голоса содержат структурные музыкальные элементы вроде ритма или мелодии, которые хорошо ощущаются детьми. Кроме того, подобное общение помогает им лучше понять друг друга, узнать об эмоциональном и физическом состоянии матери, а ей – почувствовать потребности ребенка. Несмотря на то что ученые пока не могут однозначно определить происхождение, а вместе с ним и природную роль музыки, они не отказывают себе в удовольствии экспериментировать и изучать воздействие музыкальных конструкций на человека. Только за последний год опубликовано более 40 действительно интересных работ, посвященных этому вопросу. Мы взяли на себя смелость выбрать самые оригинальные и нетривиальные из них.

Музыка делает мужчин привлекательнее. И суть не в том, что саксофонисты и гитаристы обладают большим шармом по сравнению с обделенными музыкальными талантами представителями сильной половины человечества. Оказывается, музыка позитивно влияет на восприятие женщинами мужских лиц. Когда в ходе эксперимента девушкам демонстрировали лица молодых людей, первоначально дав прослушать музыкальные композиции, они выше оценивали их привлекательность, нежели проделывая это без предварительного аудиосопровождения. Предполагается, что при последовательной обработке разных раздражителей мозгом возникает своеобразный эффект передачи. Прослушивание песни уже вызывает внутреннее возбуждение, которое потом приписывается второму стимулу, то есть мужскому лицу. Однако есть опасения, что девушкам-участницам просто понравилась музыка, а на мужские лица они не обратили внимания.

Не менее интересный эксперимент поставили нейробиологи из Института когнитивных наук Общества Макса Планка. Исследователи собрали робота, управляемого инкогнито, и спрятали его за занавеской. По другую сторону занавески располагался один из участников эксперимента, который просовывал через ширму свое предплечье. Робот гладил человека по руке, пока тот слушал музыку, которую испытуемый позднее должен был оценить. Участникам предлагалось определить, где на шкале от "совсем не сексуально" до "крайне сексуально" находились композиции, которые они прослушали. Использование робота гарантировало равное время и частоту прикосновений для всех участников. Оказалось, что то, насколько сексуальной участники считали музыку, распространялось и на прикосновения робота.

В первом случае испытуемые не знали, что их касалась машина, поэтому ученые повторили эксперимент. В этот раз они рассказали участникам о том, что за ширмой находится робот, однако результаты не изменились. Получается, музыка влияет на то, как мы воспринимаем прикосновения. Исследователи считают, что всему виной перекрытие мозговых областей, обрабатывающих тактильную и слуховую информацию.

Кстати, согласно недавно опубликованной работе голландских ученых, прослушивание музыки может помочь в поиске и создании необычных инновационных решений. В эксперименте приняли участие 155 человек, которых разделили на четыре группы. Для каждой из них исследователи подобрали свою музыку: грустную, спокойную, радостную или тревожную. Пока играла музыка, участники должны были решить набор творческих задач. Ученые проанализировали сданные работы и выяснили, что группа с "веселым саундтреком" справилась лучше остальных участников. Так исследователи делают вывод о том, что на творческое познание может оказать влияние разная музыка.

Принимая во внимание все эти исследования, может, лучше пока отложить в сторону ваш учебник по биохакингу и просто включить радио?