Яндекс.Метрика
  • Татьяна Зазорина

Если ваш малыш не спешит говорить

Что делать, если малыш не говорит и не понимает речь? Когда родителям начинать беспокоиться и что делать, рассказывает руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН Леонид Чутко.

Что делать, если малыш не говорит и не понимает речь? Когда родителям начинать беспокоиться и что делать, рассказывает руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН Леонид Чутко.

По словам профессора, если годовалый малыш мало лепечет, а в полтора года не понимает простых слов, своего имени или названий окружающих предметов, не способен выполнить простейшие просьбы: "возьми" или "дай", – родителям стоит забеспокоиться.

"Если в 2 года ребенок произносит несколько отдельных простых слов ("мама", "баба"), не пытается повторять слова, а в 2,5 года не знает названий окружающих предметов и частей тела, не может на них указать, не умеет составлять фразы из двух слов (например, "дай чашку"), а в 3 года не говорит простых предложений – это повод для тревоги", – уточняет доктор.

Среди наиболее частых причин задержек развития речи – проблемы в течение беременности и родов, внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы. Кроме этого могут влиять наследственные заболевания, снижение слуха, недостаток общения родителей с детьми. Значительная задержка речевого развития обычно наблюдается при общей задержке психического развития. Но не надо отчаиваться: термин "задержка психического развития" предполагает не стойкое психическое недоразвитие, а лишь замедление темпа развития.

"Одним из частых видов задержек речевого развития является алалия – отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы, – поясняет Леонид Чутко. – Причинами недуга чаще всего являются заболевания периода беременности и родов. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция. Часто этот недуг сочетается с общей неловкостью, неуклюжестью, гиперактивностью, расторможенностью или заторможенностью".

Специалист подчеркивает: лечение задержек речевого развития должно быть комплексным. В нем должны участвовать врачи-неврологи, логопеды, психологи.

Важно, чтобы ребенок не боялся говорить. Для этого родителям и воспитателям логопедических групп детского сада нужно учить его разговаривать в играх, при рисовании, лепке. Также полезно звуковое подражание животным, музыкальным инструментам и т.д.

При лечении задержек речевого развития используются различные препараты, которые улучшают процессы обучения и памяти. Их выписывает врач-невролог.

В Центре поведенческой неврологии Института мозга человека разработан способ лечения, в основе которого лежит воздействие постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Метод активизирует функциональные резервы мозга и не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Закрыть