Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Вся жизнь на службе: война, госбезопасность, море

Девяностопятилетний Виктор Шевкунов прошел всю войну, потом оказался в Ленинграде, здесь нашел свою любовь и службу в органах государственной безопасности. Истории из его жизни можно слушать часами.

Девяностопятилетний Виктор Шевкунов прошел всю войну, потом оказался в Ленинграде, здесь нашел свою любовь и службу в органах государственной безопасности. Истории из его жизни можно слушать часами.

Виктор Иванович и сегодня на посту – он работает в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Несмотря на возраст, у этого человека железное рукопожатие и настоящая офицерская выправка. Он ровесник СССР и всего на 5 лет моложе органов государственной безопасности, которым отдал почти треть своей жизни. Для него Великая Отечественная война началась сразу после выпускного вечера в школе №33 города Тайга Кемеровской области.

"Мы танцевали, веселились, я пришел домой на рассвете, но тогда еще не знал, что полыхает война. Потом, помню, младшая сестра разбудила и сообщила, а через неделю меня уже призвали в школу летчиков в Кемерово", – рассказывает Виктор Иванович.

Тяжелые бои под Демянском

Его истории о войне – это бесценные свидетельства очевидца, которых бы с лихвой хватило на увесистый том.

"Школа летчиков была переполнена, она не могла переварить всех. Через три месяца попал в Тульское оружейно-техническое артиллерийское училище, эвакуированное в Томск", – продолжает рассказ наш герой.

Затем был город Киржач Владимирской области, там с августа 1942 г. по февраль 1943 г. проходил подготовку для ведения боя в тылу. Но все пошло иначе. Солдат направили на Северо-Западный фронт в район города Демянска Новгородской области.

"Когда прибыли, почувствовали, что такое война. Немцы там очень укрепились, нас бомбили, дороги заминировали. Мы пошли в наступление, были большие потери", – вспомнил Виктор Иванович.

Дорога на запад

Отсюда он шел только на запад, только в наступление. В составе воздушно-десантного корпуса Виктор Шевкунов участвовал в операциях на Орловско-Курском направлении, его дивизия освобождала Украину и Молдавию.

"Люди нас встречали очень хорошо. В селах тут же показывали на негодяев, фашистских старост, были суды над ними", – продолжает наш собеседник.

Из союзных республик солдаты дивизии уходили в Румынию, Венгрию, районы Югославии и Австрии, где встретили Победу.

"Восьмого мая мы остановились в одной из роскошных вилл на берегу Дуная, в темноте не разобрались, что находимся на берегу реки, и тут же заснули. Утром нас разбудили радостные крики ребят, извещающие об окончании воины. Они поймали по приемнику это сообщение", – рассказал Виктор Шевкунов.

Встреча в Ленинграде

В мае-июне 1945 г., когда наш герой находился в одном из австрийских городов, к нему обратился уполномоченный особого отдела Смерша и предложил учебу в Ленинграде.

Через Одессу и Киев Виктор Иванович добрался до Ленинграда. И в первый же день встретил ту, с которой прожил душа в душу 61 год.

Он вспоминает, что утром хотел сдать вещи в камеру хранения Московского вокзала, но накануне ночью ее обворовали, поэтому пришлось оставить свои вещи во дворе. Наш герой осмотрелся, в одном из окон дома, прилегающего к вокзалу, увидел девушку и попросил у нее ведерко воды… С тех пор они не расставались.

Любимая работа

В Ленинграде Виктор Шевкунов окончил школу военной контрразведки, а потом работал в Морском отделе Ленинградского управления Министерства государственной безопасности (МГБ, позднее – КГБ).

Детали многих операций, в которых он участвовал, до сих пор засекречены. Но все же одной курьезной историей Виктор Иванович поделился. "Я ходил вокруг Европы, мы тогда обеспечивали безопасность наших судов и экипажа. В Лондоне на борт не вернулся один парень из Ростова-на-Дону, у него на родине никого не осталось. Помню, были в панике. И тут он пришел и сказал, что купался в Темзе", – рассказал наш собеседник. 

В 1973 г. Виктор Иванович ушел с военной службы, но его жизнь по-прежнему оставалась тесно связанной с морем. Сначала это была работа в одном из отделов Балтийского морского пароходства, а позднее – в Ленинградском институте инженеров водного транспорта (ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), где он и трудится до сих пор – уже больше 20 лет.

Закрыть