• Екатерина Ерохина, студентка магистратуры Университета ИТМО

Пять громких тем в петербургской науке

В конце декабря все только и делают, что подводят итоги года. В списке ниже – пять исследований и разработок, о которых в 2017 г. говорили не только в лабораториях, но и в медиа. Объединяет эти исследования только одно – их проводили ученые из нашего города.

Новый динозавр

Палеонтология / Санкт-Петербургский государственный университет

В мае палеонтологи из СПбГУ Александр Аверьянов и Павел Скучас опубликовали описание нового рода динозавров. Фрагменты позвонков неизвестного ящера ученые обнаружили в Забайкалье еще в конце 1990-х гг. Только недавние открытия "родичей" забайкальского динозавра в Южной Америке позволили отнести его к совершенно новому виду и роду. Новый род назвали "тенгризавр" в честь тюркского божества Тенгри. Это был травоядный ящер весом около 20 т и с длиной тела до 12 м. Как и другие титанозавры, тенгризавр передвигался на четырех лапах.

МРТ для людей с медицинскими имплантами

Новые материалы / Университет ИТМО

В декабре молодые исследователи с кафедры нанофотоники и метаматериалов Алена Щелокова и Алексей Слобожанюк опубликовали результаты успешных испытаний прибора для усовершенствования магнитно-резонансной томографии (МРТ). Открытие имеет критическое значение для людей с медицинскими имплантами: им опасно проходить томографию в аппарате с электромагнитным полем высокой мощности из-за нагревания имплантов. Созданный учеными Университета ИТМО прибор-метаповерхность представляет собой упорядоченную структуру из металлических резонаторов. Метаповерхность концентрирует магнитное поле томографа вокруг себя, и изображение получается четким даже при небольшой мощности сканера.

Доставка антибиотика внутрь бактериальной клетки

Химия / Санкт-Петербургский государственный университет

В начале декабря стало известно, что команда под руководством Михаила Красавина из лаборатории химической фармакологии СПбГУ разработала синтетические сидерофоры. Так называются вещества, выделяемые патогенными бактериальными клетками. Сидерофоры нужны бактериям, чтобы получать жизненно необходимое железо – бактерия выпускает их, а потом принимает назад уже с железом. Химики СПбГУ изобрели способ обманывать бактерию, отправляя в нее не настоящий, а синтезированный сидерофор. Он принесет в клетку не только железо, но и антибиотик. Точечная доставка лекарства в патогенную клетку может помочь в борьбе с устойчивыми к антибиотикам опасными инфекциями.

Лечение нарушений речи у детей

Медицина / Институт мозга человека имени Н.П. Бехтеревой РАН

В феврале специалисты Института мозга человека сообщили о методике успешного лечения детей с отставанием в развитии речи. С помощью электричества малышам стимулируют речевые центры мозга (зона Вернике в левом полушарии и др.). Процедура безболезненна, и в 76% случаев для прогресса достаточно одного сеанса. Как рассказала Надежда Кожушко из лаборатории нейробиологии программирования действий, методика предназначена для детей, у которых еще при рождении произошла травма головного мозга в результате гипоксии. Психологические и логопедические методы не помогают детям с такими нарушениями заговорить вовремя.

Климатические изменения в Южном океане

Океанология / Санкт-Петербургский государственный университет

Тема глобального потепления является одной из определяющих для жизни на всей планете. Малоизученными остаются многие аспекты изменения климата Земли, в частности климатические фронты в водах океанов. Самый неизвестный в этом плане – далекий Южный океан, окружающий Антарктику. Ученые СПбГУ в течение 10 лет проводили синоптический мониторинг вод Южного океана во время рейсов научно-экспедиционных судов Российской антарктической экспедиции. В июне океанолог Виктор Ионов сообщил о некоторых итогах наблюдений. Измерение температуры поверхности океана и ее спутниковый мониторинг показали, что с 2007 г. климатические фронты сместились на юг. Эти данные еще ждут тщательного изучения, но изменение климата очевидно, а значит, наблюдения необходимо продолжить.