Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок, обозреватель

Бесплатный сыр не в мышеловке: фестиваль "Петербургские вечера"

Народная мудрость про бесплатный сыр и сладкий уксус предостерегает от потребления на халяву чего бы то ни было, а в особенности "культурных продуктов" (как именует подведомственную сферу человеческой деятельности наше родимое министерство культуры).

Народная мудрость про бесплатный сыр и сладкий уксус предостерегает от потребления на халяву чего бы то ни было, а в особенности "культурных продуктов" (как именует подведомственную сферу человеческой деятельности наше родимое министерство культуры). 

Нередко это предубеждение справедливо: многие общедоступные культурно-массовые затеи составлены из самого дешевого, а то и просроченного театрально-музыкального ассортимента. Качество стоит дорого, думают себе меломаны, и регулярно попадают в другую ловушку, описанную в поговорке "Не все то золото, что блестит". 

На удивительный и небезопасный эксперимент решился скрипач Чингиз Османов – изобретательный солист и концертмейстер главного городского оркестра (Санкт-Петербургский ГАСО – не путать с филармоническими и мариинскими коллективами федерального подчинения). 

Он организовал в выставочном зале "Манеж" два вечера концертов общедоступных, то бишь совершенно бесплатных, и притом качественных. План променад-фестиваля "Петербургские вечера" такой: 29 и 30 декабря с 19.00 до 22.00 можно приходить в "Манеж" в любую минуту, бродить по двум этажам громадного пространства, при желании задерживаясь у того или иного пятачка, где выступают разные прекрасные артисты – от "Солистов Санкт-Петербурга" Михаила Гантварга до "Симфониетты Санкт-Петербург" самого Чингиза Османова. Опасности подстерегают гуляк на нескольких уровнях проекта. 

Во-первых, в некий момент вас попросят сидеть смирно, как в филармонии: финальные выступления ансамбля The Pocket Symphony Назара Кожухаря (29 декабря, с минималистами Владимиром Мартыновым и Майклом Найманом в программе) и оркестра СПб ГАСО под управлением Александра Титова (30 декабря, с "солянкой" от Россини до Свиридова и 3D-мэппингом) не предполагают народных брожений. Во-вторых, звук в гулком "Манеже" гуляет не хуже нас с вами. Остается надеяться, что вибрафоны "Чижик-квартета" не будут смешиваться с советскими песнями Гайворонского – Кондакова – Волкова, а киношлягеры Olympic Brass не заглушат фортепианных импровизаций Олега Вайнштейна. В-третьих, в программе значатся модерново-танцевальные акции Марата Шемиунова, Лилии Бурдинской и Виталия Кима, плюс фотовыставки двух очень разных авторов – Василия Шишкина и Святослава Дозморова, плюс некие инсталляции доцента Академии Штиглица Натальи Цветковой. 

Между тем собственно музыкальные программы, за небольшим исключением, составлены из самой удобоваримой классики. Глазея на перформансы с инсталляциями, легко будет забыть о том, что музыка – это суть, начинка проекта, а не его симпатичное, но необязательное оформление. Впрочем, необязательность – сколь опасная, столь и ценная фишка променад-фестиваля. 

"Петербургские вечера" снимают главное народное предубеждение против классического искусства с его филармониями да театрами: мол, сюда уж если пришел, так должен сидеть до упора. "Манеж" – не мышеловка. Здешний сыр хочешь – ешь, не хочешь – как хочешь.

Закрыть