Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Выпускникам интернатов надо дать удочку, а не рыбу

Прокуратура Санкт-Петербурга и профильные организации изучают проблему трудоустройства выпускников сиротских учреждений и решают, как эффективнее адаптировать ребят к взрослой жизни.

Прокуратура Санкт-Петербурга и профильные организации изучают проблему трудоустройства выпускников сиротских учреждений и решают, как эффективнее адаптировать ребят к взрослой жизни.

В городской прокуратуре состоялось межведомственное совещание, посвященное актуальной проблеме постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оказывает им существенную поддержку, но зачастую получается совсем не лучше. У молодых людей сформировывается потребительское отношение к жизни, они не хотят работать и не умеют принимать решения. Уже даже появился термин – ВИП-безработные.

Стройотряды не привлекли 

Начальник отдела профобразования Комитета по образованию Владислав Фролов привел неоптимистичную статистику. Так, по его словам, есть моменты в плане трудоустройства сирот, которые в уходящем году себя не оправдали. 

"Основные вопросы очевидны: воспитание социализации выпускника, подготовка его к профессиональному образованию, психолого-педагогическое сопровождение, – сказал Владислав Фролов. – Получилось не все. Мы очень надеялись на стройотряды как имеющие огромное воспитательное значение, но пока надежды не оправдались. Изначально около 1 тысячи учащихся выразили желание поехать поработать летом, однако трудоустроились только 366 молодых людей. Только каждый десятый молодой человек оказался охвачен в этом году временными формами занятости. Это немного больше, чем в 2016 г., но все равно мало". 

Представитель Комитета по образованию признал недостаток административного ресурса в этом направлении и призвал районные администрации помочь ребятам задуматься о трудоустройстве. Пока по инициативе чиновников устроились на работу только три человека. 

"По графикам временной занятости работал 161 несовершеннолетний и 400 человек старше 18 лет. Труд в основном, конечно, неквалифицированный: разносчики товаров, помощники продавца, грузчики, работники сетей быстрого питания. Получается, что во всей системе трудоустроены чуть больше половины выпускников, причем по специальности – 49,5%", – отметил Владислав Фролов. 

Данные соцопросов показывают, что 83% обучающихся в целом доверяют системе, педагогам, соцработникам. Это очень приличный показатель. При этом, по данным исследований, лишь 1% выпускников детских домов и интернатов находит официальную работу в первый год самостоятельной жизни. И это происходит на фоне большого количества вакансий в Петербурге: для молодых людей предлагается около 60 тысяч рабочих мест. 

Как сообщили в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, еще в 2016 г. региональная общественная организация "Стеллит" провела исследование среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей. И выяснилось, что у 84% опрошенных сирот не было проблем с выбором профессии, но большинство из них и не планировали работать по специальности. Многие ребята попросту не хотят найти себе сферу применения. И в этом – следующая проблема: безответная забота государства в данном случае зачастую приводит к тому, что молодые люди становятся иждивенцами.

Социальный лифт 

В России внедрена технология "социальных лифтов", которая подразумевает в том числе меры финансовой поддержки молодых людей, вышедших из стен госучреждения. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе. 

В Москве и Петербурге это вполне приличная сумма, составляющая несколько МРОТ. Уже несколько лет здесь гуляет грустно-ироничный термин по отношению к выпускникам интернатов – ВИП-безработные. 

"А когда молодой человек получает в течение полугода после окончания учебного заведения пособие 52 тысячи рублей, это развращает ребят, с ними потом очень сложно работать. Нужен четкий мониторинг, чем они занимаются, необходимо межведомственное взаимодействие. Может быть, даже меры добровольно-принудительного трудоустройства – поездки в трудовые лагеря, где они волей-неволей начнут работать", – считает представитель аппарата уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. 

Отмечается и рост преступности как в отношении, так и со стороны выпускников интернатов. Часто ребята, получив деньги и социальное жилье, "кооперируются" в одной квартире, а казенную жилплощадь сдают. При этом не приспособленные к жизни юноши и девушки смутно представляют, как распоряжаться огромными, по их меркам, суммами. Деньги уходят на дорогие телефоны, даже какие-то запрещенные приключения. 

Безусловно, ребятам надо помогать, но их надо и обучать нормам социума, считают специалисты. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга Ольга Качанова согласна с полученными данными. 

"Несколько лет подряд шло четкое снижение преступности, но сейчас вдруг резко пошел рост преступлений, совершенных неучащимися и неработающими молодыми людьми. То есть фактически от безделья", – отметила сотрудник надзорного ведомства. 

Но заставить молодых выпускников интернатов работать не получится – согласно законодательству, принудительно отправить на работу нельзя, можно только убедить, мотивировать, заинтересовать. Чем и будут заниматься представители городских властей. На этот счет уже разработан план действий, который начнет внедряться с января 2018 г. 

"Мы должны им помогать, но надо предоставлять не только рыбу, но и удочку", – считают специалисты.

Закрыть