Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Как князь Кропоткин из рода Рюриковичей стал революционером

В жизни "дедушки русской революции" – князя Петра Кропоткина, 175-летие со дня рождения которого отмечали в декабре, было все: наука, революционная пропаганда и даже невероятный побег из тюрьмы.

В жизни "дедушки русской революции" – князя Петра Кропоткина, 175-летие со дня рождения которого отмечали в декабре, было все: наука, революционная пропаганда и даже невероятный побег из тюрьмы.

Родился Петр Кропоткин в Москве, его семья принадлежала к древнему роду князей Смоленских, Рюриковичей в тридцатом поколении. Отец – князь и генерал-майор – владел в трех губерниях имениями с более чем 1,2 тыс. крепостных. Получив образование в 1-й Московской гимназии, Кропоткин окончил с отличием Пажеский корпус и был произведен в офицеры. Его ждала блестящая карьера, но он добровольно избрал тяжелую военную службу в Сибири в казачьих частях, что при дворе назвали "глупостью". 

Петр Кропоткин участвовал в трудных и опасных экспедициях в Восточной Сибири. Под именем купца Петра Алексеева пересек Маньчжурию с запада на восток. Совершил экспедицию в Восточные Саяны, обследовал Тункинскую котловину и верхнее течение Оки, где открыл вулканические кратеры. В 1866 г. возглавил Витимскую экспедицию Императорского Русского географического общества. В районе Ленских золотых рудников Кропоткин открыл ледниковые наносы, послужившие основанием для доказательства наличия в прошлом ледникового покрова Сибири, сделал другие важные открытия. 

"Последние годы Кропоткина были полны горечи не из-за нужды и не из-за духовного голода, но потому, что он душевно сокрушался и духовно болел за трагическую судьбу русской революции, и причиной этому был террор, бесчувственный, жестокий террор и страдания народа", - сказала Эмма Гольдман, друг и последовательница Петра Кропоткина.

Три жизни 

Осенью 1867 г. Кропоткин и его брат со всей семьей переехали в  Петербург, и 24-летний Петр поступил на математическое отделение университета и одновременно на гражданскую службу в Статистический комитет Министерства внутренних дел. Он был избран членом Русского географического общества и награжден золотой медалью за отчет об Олекминско-Витимской экспедиции. В 1872 г. Кропоткин отправился за границу. В Бельгии и Швейцарии он встретился с представителями российских и  европейских революционных организаций, а по возвращении в Россию стал членом народнической организации – кружка "чайковцев". Вел революционную агитацию среди рабочих, был одним из инициаторов "хождения в народ".

Словом, произошло нечто невероятное: князь Рюрикович стал народником! У него было словно три разные жизни: он работал в Русском географическом обществе, встречался с людьми из высшего общества и вел революционную пропаганду. Кропоткин считал, что, родившись свободным, человек не нуждается во власти других людей, которые его этой свободы лишают. Он отрицал государство, построив свою теорию на принципах коллективного управления в небольших общинах. 

Сенсационный побег 

Занятий наукой князь не оставлял. В 31 год он сделал сенсационный доклад в географическом обществе о ледниковой эпохе. Но уже на  следующий день был арестован за  принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в Петропавловскую крепость. Однако по личному распоряжению Александра II ему были предоставлены перо, бумага и возможность работать в тюрьме. Там он написал работу "Исследования о ледниковом периоде". 

Камера оказалась сырой, здоровье Кропоткина расшаталось, и его перевели в арестантское отделение Николаевского военного госпиталя, откуда он совершил невероятный побег. Арестанта вывели во двор на прогулку, и тут раздались звуки скрипки. Это был сигнал поджидавших князя сообщников. Одним движением Кропоткин сбросил мешковатый арестантский халат и рванулся к открывающимся воротам, прыгнул в поджидавшую его пролетку… 

Покинув Россию, Кропоткин прибыл в Великобританию, затем переехал в Швейцарию, где часто выступал на анархических собраниях. Он считался выдающимся оратором, обладал харизматической внешностью, страстностью, сильным голосом и хорошей дикцией. Во Франции его арестовали по обвинению в организации взрывов в Лионе и приговорили к пятилетнему тюремному заключению, но, благодаря протестам общественных деятелей, освободили. Узнав о Февральской революции в России, Кропоткин поспешил в Петроград. 

"Охранная грамота" 

Керенский, став премьером, предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства. Но тот заявил, что  считает "ремесло чистильщика сапог более честным и полезным" и отказался от ежегодной пенсии 10 тыс. рублей. Октябрьский переворот застал его в Москве. Когда раздались первые выстрелы большевиков против защитников Временного правительства, Кропоткин воскликнул: "Это хоронят русскую революцию!" Большевики предложили ему квартиру в Кремле, паек, но Кропоткин отказался. 

В это время он встречался с Нестором Махно, который почитал его как своего учителя. По некоторым данным, именно он содержал семью Кропоткина до 1921 г. В июле 1918 г. Кропоткин обосновался с женой в подмосковном Дмитрове, получив "охранное" удостоверение, подписанное председателем Совнаркома Ульяновым-Лениным. В начале 1921 г. он заболел воспалением легких. Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с наркомом здравоохранения Семашко. Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаек. 

Но Петр Алексеевич, не признавая никаких привилегий, опять отказался. Он умирал незаметно, "скромно", стараясь никому не доставить хлопот. "Дедушка русской революции" скончался в феврале 1921 г. в возрасте 78 лет. Для его похорон в Дмитров прибыл специальный траурный поезд, на котором гроб с телом был доставлен в Москву и установлен в Колонном зале Дома Союзов. С Кропоткиным прощались 2 дня, пришли сотни делегаций. У гроба стояли и друзья Кропоткина – анархисты, некоторые из них специально для похорон под честное слово были выпущены из тюрьмы.

Закрыть