Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок

О пользе минимализма: концерты групп "4’33’’", "АукцЫон" и "Вилы"

Конец января – традиционно глухое время. Иссякают и праздничный запал любимых артистов, и праздничные заначки их поклонников. Концертная афиша 2018 г. вполне укладывается в это скучное правило. К счастью, не бывает правил без исключений. Более того, исключительно интересные концерты ближайших дней – не просто отдельные всполохи музыкальных радостей. Они, как ни удивительно, все об одном: о пользе минимализма, о том, как достигать великих целей самыми минимальными средствами. А, казалось бы, о таких разных творцах речь.

Конец января – традиционно глухое время. Иссякают и праздничный запал любимых артистов, и праздничные заначки их поклонников. Концертная афиша 2018 г. вполне укладывается в это скучное правило. К счастью, не бывает правил без исключений. Более того, исключительно интересные концерты ближайших дней – не просто отдельные всполохи музыкальных радостей. Они, как ни удивительно, все об одном: о пользе минимализма, о том, как достигать великих целей самыми минимальными средствами. А, казалось бы, о таких разных творцах речь.

Вот, например, Алексей Айги и его ансамбль "4’33’’". Девятнадцатого января в "Эрарте" они дают программу из всех саундтреков к легендарному фильму Валерия Тодоровского "Страна глухих". Музыка Алексея Айги за 20 лет разошлась на хиты и стала прямо-таки образцом "минимализма по-русски". Привязчивые мотивчики (как бы цитаты из чего-то полузабытого, ностальгически-щемящего) повторяются вполне обозримое количество раз, как в роке: 4-8-16… Ритм упруг, удаль – молодецкая, танцевальность – нескрываемая. Концерт ансамбля Айги – море радостной энергии, плескаться в котором одно удовольствие.

Любой концерт группы "АукцЫон" – тоже как море, только купаться в нем любят люди отчаянные. Убедиться в этом можно 21 января в Aurora Concert Hall. Леонид Федоров – блистательный мелодист, но бесконечные импровизации духовой группы каждый "аукцыонский" хит превращают в море разливанное дикого фри-джаза. Повторы, как в нормальном роке, тут не считают, Олег Гаркуша может зажигательно трясти шуршалкой хоть полминуты, хоть полчаса. А самому Федорову двух аккордов на расстроенной гитаре давно хватает и для групповых заплывов, и для полноформатных сольных концертов, исполненных бешеной энергии и экзистенциальной тоски (послушайте, к примеру, 2 февраля в клубе "Космонавт"). На разогреве у "АукцЫона" выступает оркестр "Антон тут рядом" – выдающийся коллектив не музыкантов, но подопечных и сотрудников одноименного фонда для людей с расстройствами аутистического спектра. Ведомый знатным импровизатором-нойзером Алексеем Плюсниным оркестр придерживается одного-единственного правила: "больше драйва – меньше нот". И на этом минималистичном поле с "АукцЫоном" споется отлично.

Еще один урок, как избавиться от всего лишнего и достичь совершенства, 27 января в "Эрарте" преподаст Инна Желанная с новым проектом "Вилы". Знаменитая этнопевица отказалась от всего, чем прославилась: отныне никакой романтики, всеядности world music и мягкотелой женской лирики. Четыре солистки проекта вопят самыми что ни на есть суровыми фольклорными голосами, электронная поддержка сведена к минимуму – жесткий ритм, много ударных, чуть-чуть парадоксальных гармоний. Плюс костюмы и выверенное театральное поведение на сцене: певицам некогда воздевать руки горе и брови домиком, они все время заняты чем-то глубоко практичным и ритуальным. Концерты их действуют гипнотически, как и положено бесконечно повторяемому обрядовому фольклору. В данном случае фольклору XXI в.

Закрыть