Сетевое издание spbdnevnik.ru — городской информационный портал Правительства Санкт-Петербурга.
Новостной информационный сайт рассказывает о важных городских событиях и публикует информацию "из первых рук".

Каких успехов инженеры человеческих генов добились в 2017 г. и чего ждать дальше? В  декабре 2017 г. один из самых влиятельных в мире научных журналов Nature опубликовал рейтинг главных для науки "людей года". Возглавил список биолог из Гарварда Дэвид Лю. Его команда разработала технологию редактирования точечных мутаций в геноме, тех, что вызваны заменой всего одной "буквы" в генетическом коде.

И у этой технологии есть все шансы стать основой для лечения наследственных болезней человека. Базой для  технологии Лю является метод CRISPR/ Cas9. Некоторые исследователи называют его важнейшим биологическим открытием XXI в. Метод основан на природном защитном механизме бактерий. Аббревиатурой CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats) называют короткие повторяющиеся блоки генетического "текста" в геноме бактерии. Их задача – разделять участки вирусной, то есть чужой для бактерии, ДНК. Эти участки вирусной ДНК, хранящиеся в разделителях CRISPR, называют спейсерами. Когда в геномах бактерий были обнаружены целые "библиотеки" коротких участков вирусной ДНК, перед исследователями встали два вопроса: как чужая ДНК оказалась внутри бактериальной и зачем бактериям хранить ее в себе?

Ответы появились, когда был обнаружен особый класс ферментов – молекулярных "ножниц". Среди них наиболее известен фермент Cas9. Когда клетка бактерии выживает после столкновения с опасным вирусом, Cas9 или другие похожие ферменты вырезают из ДНК побежденного вируса небольшой отрезок и помещают его в систему CRISPR. Когда в следующий раз бактерия встретит такой же вирус, по сохраненному образцу ДНК она узнает его и уничтожит. Подобные защитные системы развились в ходе эволюции у половины известных видов бактерий. С 2012 г. ученые начали эксперименты по приспособлению этого защитного механизма бактерий для нужд генной инженерии.

В 2015 г. китайские ученые из  Университета Сунь Ятсена под руководством Цзюнцзю Хуана провели первый эксперимент на человеческих эмбрионах (нежизнеспособных). Они пытались исправить мутацию, вызывающую болезнь крови – β–талассемию. Метод не сработал. Но в сентябре 2017 г. в ходе похожего эксперимента этой же группе ученых удалось исправить геном 8 из 20 эмбрионов. В этот раз китайские ученые использовали усовершенствованную группой Дэвида Лю технологию. Что же будет дальше? В 2018 г., несомненно, можно ждать интересных результатов от команд Лю и Хуана. Кроме того, продолжаются эксперименты и с исходной технологией CRISPR/Cas9.

В августе 2017 г. команда выходца из Казахстана Шухрата Миталипова (Орегон, США) сообщила, что им удалось исправить в человеческих эмбрионах мутации, ответственные за гипертрофию миокарда. Как считают авторы, метод сработал успешно благодаря одному новшеству: систему CRISPR/Cas9 включали уже в момент экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Впереди у инженеров человеческих генов большой путь к предотвращению смертельно опасных болезней.

2018-01-22T10:40:00+03:00