Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Знаменитому крестному ходу в Петрограде исполняется 100 лет

Ровно 100 лет исполняется в январе с того времени, как в Петрограде состоялся грандиозный крестный ход против власти большевиков и гонений на церковь. И это полностью опровергает миф о том, будто русский народ сам отказался от веры.

Ровно 100 лет исполняется в январе с того времени, как в Петрограде состоялся грандиозный крестный ход против власти большевиков и гонений на церковь. И это полностью опровергает миф о том, будто русский народ сам отказался от веры.

Девятнадцатого января в Александро-Невскую лавру – цитадель православия в Петрограде – прибыл отряд матросов и красногвардейцев. Епископ Прокопий и члены Духовного собора лавры были арестованы. В ответ с соборной колокольни раздался набатный звон, к лавре устремились возбужденные толпы народа. Растерявшихся налетчиков разоружили, и они были вынуждены отправиться восвояси. После этого из Смольного прибыли грузовики с пулеметами, загремели выстрелы. Был смертельно ранен настоятель церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» протоиерей Петр Скипетров.

Однако верующие не разбежались в испуге, в лавру прибывали все новые толпы народа, в том числе депутации рабочих от Стеклянного и Фарфорового заводов, которые заявили о своей готовности защитить обитель. Большевики были вынуждены снять пулеметы и ретироваться.

Сопротивление напугало главарей большевиков. Если 5 января они без колебаний расстреляли в Петрограде демонстрацию в поддержку созыва Учредительного собрания, то при виде массового возмущения верующих растерялись, стали уверять, что их «неправильно поняли», и просили наместника лавры успокоить паству. Однако протесты продолжались. Двадцатого января в Казанском соборе Петрограда было оглашено послание патриарха Тихона, в котором он призывал всех верующих встать на защиту церкви.

Грандиозное шествие

Двадцать первого января возле церквей в центре Петрограда стали собираться десятки тысяч прихожан. К ним присоединялись огромные потоки богомольцев с рабочих окраин Выборгской стороны. По подсчетам газетчиков, число протестующих составляло около полумиллиона человек. Люди несли в руках иконы, у многих на глазах были слезы, а прохожие на улицах при виде процессии становились на колени на мокрый снег и клали земные поклоны. К часу дня около 200 шествий из разных районов Петрограда заполнили Лиговскую пл., которая не могла вместить грандиозную толпу. Затем крестный ход двинулся по Невскому пр. от лавры к Казанскому собору. Весь центр города был заполнен толпами людей с иконами, крестами и хоругвями. После молебна митрополит Вениамин произнес краткую речь. Власти не решились разогнать народное шествие. Однако большевики избрали другую тактику: сначала обезглавить церковь, а потом задавить ее беспощадными репрессиями.

Двадцатого января был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В документе, в частности, говорилось: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ является народным достоянием…».

На этот акт произвола Священный собор Русской православной церкви ответил воззванием ко всем православным: «От века неслыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный «о свободе совести», а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих… Было ли когда-нибудь после Крещения Руси у нас что-нибудь подобное? Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем теперешние законодатели… И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные?» Собор призвал всех православных России к объединению, к защите заветных святынь. «Мужайся же, Русь святая! Иди на свою Голгофу! С тобою Крест Святой, орудие непобедимое».

Зверские расправы

Двадцать пятого января в Киеве большевиками был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). В феврале расстреляли крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Щацке. В Ставропольской епархии были казнены 37 священнослужителей, в числе которых – 72-летний Павел Калиновский и 80-летний священник Золотовский. В июне утопили в реке с камнем на шее епископа Тобольского Гермогена. Царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был убит путем волочения по шпалам железнодорожных путей. Три православных иерея в Херсоне были распяты на кресте. Епископ Соликамский Феофан (Ильменский) был публично казнен путем периодического окунания в прорубь и замораживания, будучи подвешенным за волосы, а в Самаре бывший епископ Михайловский Исидор (Колоколов) был посажен на кол. Епископа Пермского Андроника (Никольского) закопали в землю заживо. Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был публично повешен вниз головой в севастопольском соборе. Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) казнили путем привязывания к хвосту лошади. В Воронеже были одновременно убиты 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря. В Юрьеве топорами зарубили 17 священников и епископов. Перед убийством большевики глумились: надели на них женскую одежду, пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши. В Богодухове монахинь привели на кладбище к вырытой яме, отрезали им груди и, истекающих кровью, бросили в яму; сверху бросили также старика-монаха, крича, что «справляется монашеская свадьба…».

Горькая правда

В октябре 1918 г. патриарх Тихон отправил Совету народных комиссаров гневное послание: «…реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду…»

По оценкам историков, с 1918-го до конца 1930-х в ходе репрессий были расстреляны либо умерли в заключении около 42 тыс. священнослужителей. В стране началась кампания по осквернению святых мощей, храмы превращали в склады, клубы и даже туалеты, а потом их стали взрывать и разрушать. В одном лишь Ленинграде было уничтожено более 120 церквей. Только террором, казнями, чудовищными расправами удалось разгромить Русскую православную церковь, но полностью уничтожить ее не удалось. После крушения власти коммунистов она начала возрождаться.

Закрыть