Яндекс.Метрика
  • Людмила Ручкина

75 лет со дня прорыва блокады Ленинграда: история командира Валентина Ручкина

В этом 2018 году исполняется 75 лет со дня прорыва блокады Ленинграда и 75 лет со дня гибели моего родного дяди Валентина Александровича Ручкина - краснофлотца, Ворошиловского стрелка, командира отдельного пулеметного батальона 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте.

В этом 2018 году исполняется 75 лет со дня прорыва блокады Ленинграда и 75 лет со дня гибели моего родного дяди Валентина Александровича Ручкина - краснофлотца, Ворошиловского стрелка, командира отдельного пулеметного батальона 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте.

Он родился в деревне Власово Некоузского района Ярославской области в семье Александра и Александры Ручкиных. Деревня Власово находилась на берегу реки Сить, на которой в тринадцатом веке проходила известная историкам очень жестокая и кровопролитная Ситская битва. Еще в раннем детстве Валентин на этой легендарной реке научился отлично плавать.

В деревне Власово не было школы. И Валентин вместе со своей родной сестрой Анастасией ходил учиться через огромный лес и в любую погоду в Красное село. Поэтому Валентин и Анастасия выросли физически очень крепкими и закаленными.

Когда Валентин и Анастасия подросли, они пошли заниматься в патриотические кружки. Они готовились защищать свою Родину. Они научились настолько метко стрелять, что им были присвоены звания Ворошиловских стрелков. Валентин прекрасно владел также приемами рукопашного боя, ходил на лыжах. Все это помогло ему сражаться с врагом, побеждать и выживать в очень суровых условиях во время войны.

Рос он очень смелым и отчаянным, и очень хотел быть кадровым, штатным военным. И его мечта сбылась.

Когда Валентин отслужил армию, он остался на сверхсрочной службе.

Вскоре началась сначала Финская, а затем Великая Отечественная война, круто изменившая всю его жизнь. Он не успел создать собственную семью, испытать простое человеческое счастье и жизнь его оказалась очень коротка.

Он оказался сразу в самом "пекле" боевых действий на смертельно опасном и страшном участке Ленинградского фронта в настоящем аду: на Невском пятачке и Ладоге. Здесь он был очень тяжело ранен, но сумел переплыть Неву. И его отвезли на лечение в госпиталь в блокадный Ленинград. Здесь за ним ухаживала его родная и любимая сестра - моя мама, Анастасия Ручкина. Она имела медицинское образование и поэтому выходила его после тяжелого ранения.

Но Валентин очень спешил назад - на фронт. И, не долечившись, пошел опять воевать, так как был настоящим патриотом своей Советской Родины. Он был разведчиком и командиром отдельного пулеметного батальона 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте, воевал на берегах Невы, на Ладожском озере, на дороге Жизни во Всеволожском районе Ленинградской области. И ходил неоднократно сам в разведку в тыл врага.

Невский Пятачок, где воевал Валентин, был боевым плацдармом Ленинградского фронта на левом (восточном) берегу Невы. Он удерживался нашими войсками в периоды с 19 сентября 1941 года по 17 февраля 1943 года в ходе героической битвы за Ленинград.

С этого боевого плацдарма советские войска неоднократно пытались начать наступление, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. Но все попытки расширить плацдарм и развить наступление заканчивались неудачно. Невский «пятачок» стал одним из символов трагического мужества, большого героизма и самопожертвования советских воинов.

Над рекой непосредственно перед Пятачком господствовала мрачная и очень страшная громада 8-й ГРЭС. Немцы превратили ее в крепость. Она давала врагу не только отличные возможности для наблюдения, но и превосходные условия для оборудования огневых позиций с надежными убежищами в подземных этажах.

Она располагалась непосредственно напротив Невского «пятачка». Здесь на правом берегу была труднопроходимая местность с многочисленными карьерами, покрытая кустарником и лесом. А на левом берегу на Невском Пятачке была открытая, ровная и без единого дерева, куста и даже травинки поверхность. Вся растительность была уничтожена и сожжена летящими на Пятачок бомбами, минами, снарядами и огнем.

Особенности местности в районе плацдарма самым непосредственным образом повлияли на ход боевых действий, привели к многочисленным жертвам и к очень большим трудностям для боевых действий советских воинов. По имеющимся в разных источниках данным, на каждом квадратном метре Невского Пятачка и его окрестностей осталось лежать до 14 воинов.

По официальным данным, защитники плацдарма ежедневно отражали по 12 - 16 атак противника.

И наши воины тоже по очень много раз сами ежедневно атаковали противника. За сутки на них обрушивалось около 50 -70 тысяч мин, снарядов и авиабомб. Поэтому и существует поговорка: "Кто на Невском Пятачке не бывал, тот войны не видал!".

У немцев тоже были немалые потери, и это очень подрывало их силы для того, чтобы пойти дальше и полностью уничтожить Ленинград… Вся земля была здесь буквально перепахана, покрыта трупами и железом.

Девять наших стрелковых дивизий, четыре отдельные бригады и более 140 других подразделений неоднократно, ежедневно по много раз пытались с «Пятачка» прорвать блокаду. Последняя операция по прорыву блокады под командованием Жукова должна была начаться по плану 5 января 1943 года. Но не хватало точных данных о боевых силах противника. Поэтому перед началом операции послали самых опытных разведчиков для уточнения расположения вражеских сил.

Среди них был и мой родной дядя - Валентин Александрович Ручкин, очень опытный командир, разведчик. Он неоднократно ходил в разведку к врагу и приносил всегда точные и полные сведения о расположении вражеских сил. Но попасть на вражеский берег было очень сложно. У немцев была на берегу ГРЭС, которую они превратили в крепость... И кроме этого на своем берегу немцы положили плиты с специальными очень скользкими растворами для того, чтобы никто не смог подняться с Невы на их берег. Нева и Невский Пятачок ими очень легко просматривались. И до намеченной цели на этот раз Валентину дойти не удалось.

Он был убит. Жизнь его оборвалась слишком рано, в 26 лет.

Он погиб 3 января 1943 года, то есть за девять дней до начала операции "Искра".  Для успешного начала операции "Искра" понадобилось посылать новых разведчиков. И она началась поэтому не 5 января, как было намечено главнокомандующим Жуковым, а только 12 января 1943 года. И 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана!

Валентин был похоронен боевыми товарищами в районе дороги Ваганово - Ганнибаловка во Всеволожском районе Ленинградской области на кладбище 55 стрелковой бригады в квадрате 5690.

О дате гибели и районе захоронения Валентина я узнала только в 2006 году из именного списка рапорта начальника штаба о потерях командного состава Ленинградского фронта, когда многие документы, наконец, рассекретили.

8 мая 2015 года я была приглашена на станцию Теплобетонная во Всеволожском районе, как родственница воинов, которые защищали Ленинградскую Землю. Она находится между станциями Невская Дубровка и территорией Невского Пятачка. И я своими глазами увидела эту местность и узнала в мельчайших подробностях о том, в каких страшных условиях здесь воевал мой дядя и другие воины.

Я представляла совершенно по-другому эту местность. Я думала, что на нашем берегу тоже был лес, в котором можно было укрыться. А оказалось, что здесь была голая поверхность и укрыться от летящих пуль, снарядов можно было только за многочисленными трупами воинов, большинство из которых не успевали захоронить.

Теперь здесь опять растут деревья и трава. На открытой поляне на станции Теплобетонная я увидела огромный крест и памятник в честь погибших здесь воинов.

В день моего приезда здесь проходила процедура торжественного захоронения и отпевания только-что поднятых поисковиками очередных, но не последних 1500 воинов.

Мне предоставили слово. Я рассказала о Валентине и маме Анастасии Ручкиной, которая тоже после гибели любимого брата пошла добровольно воевать и тоже оказалась на смертельно опасном участке Ленинградского фронта - Ораниенбаумском плацдарме. Она была санинструктором в 37 морском дивизионе на военном корабле на Ораниенбаумском плацдарме и в разведке.

И единственная из всех моих родственников, кто воевал, осталась жива. Сейчас она ушла из жизни и похоронена во Всеволожском районе. Я прочитала здесь свои авторские стихи, посвященные Валентину, маме, всем погибшим воинам.

Местные жители назвали Валентина Человеком-Легендой, так как он очень долго: практически весь срок существования

Невского Пятачка здесь воевал в отличие от большинства других бойцов, погибающих почти сразу - в первые часы боя,

И кроме этого он сумел раненый под сильным обстрелом переплыть Неву. Местные жители сказали мне, что они даже сейчас в мирное время не решаются переплывать здесь Неву из-за очень сильного течения, водоворотов и холодной в ней воды.

Мне хотелось отдать дань памяти своему родному дяде, очень смелому, отважному, верному своей Родине воину - Валентину Ручкину. Однако кладбище 55 бригады до сих пор не найдено, так как очень долго в эти места было запрещено и очень опасно ходить. Земля была повсюду начинена многочисленными минами и бомбами. А теперь все кругом уже заросло и очень трудно стало искать.

Но поисковики непрерывно работают. За это им огромное спасибо! У них слишком много еще здесь работы! Все время они поднимают и хоронят в братских могилах все новые и новые останки погибших бойцов.

И я не хочу терять надежды на то, что все-таки когда-нибудь найдут или кладбище 55 бригады, или места перезахоронения воинов этой бригады, чтобы я, наконец, могла прийти и поклониться, отдав долг благодарной памяти Валентину и другим, погибшим здесь, воинам.

Закрыть