Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

"Петербургский дневник" публикует воспоминания радиста легендарного экипажа С-13

Более 70 лет назад легендарный советский подводник Александр Маринеско совершил "атаку века" на огромный фашистский лайнер. В распоряжении "ПД" оказались дневники одного из членов экипажа С-13.

Более 70 лет назад легендарный советский подводник Александр Маринеско совершил "атаку века" на огромный фашистский лайнер. В распоряжении "ПД" оказались дневники одного из членов экипажа С-13.

В январе 1945 г. советская армия стремительно продвигалась в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев, опасаясь расплаты за злодеяния нацистов, старались сбежать как можно дальше от наступающих войск. Так, 30 января 1945 г. огромный фашистский лайнер "Вильгельм Густлофф", на борту которого, по  различным оценкам, находились свыше 10 тыс. человек, в том числе много немецких курсантов-подводников и высших чинов СС, отправился в свой последний рейс из Готенхафена. 

Пассажиры лайнера не догадывались о советской подлодке под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско, идущей на перехват. Командир экспедиционного отряда патриотического движения "Оборонная тропа" Сергей Телешов помог "ПД" связаться с одним из членов легендарного экипажа С-13. В распоряжении редакции оказался дневник, который вел во время похода Михаил Коробейник, радист С-13, непосредственный участник "атаки века", как позже окрестили эту победу советских подводников. 

После уничтожения "Вильгельма Густлоффа" советскими подводниками в Германии был объявлен трехдневный траур. В истории рейха нечто подобное случилось лишь однажды – после гибели 6-й армии Паулюса в Сталинграде. Маринеско еще не знал, что Гитлер объявил его врагом рейха. К слову, уже возвращаясь в базу и уходя от многочисленных преследователей, С-13 потопила еще одно судно – "Генерал Штойбен".

Строчки из дневника Михаила Коробейника, январь 1945 г.

24 января. Красные черточки, которыми я отмечаю на карте занимаемый район, приближаются к Данцигу. Скоро должна быть хорошая добыча. В 16:00 выходим в атаку на транспорт водоизмещением 12 тыс. тонн, но атака не вышла в связи с тем, что обнаружен он был поздно, когда уже заходил в бухту. Транспорт шел в сопровождении двух миноносцев. Пытались догнать, но не удалось. "Батя" сильно ругал акустика и вахтенного офицера за несвоевременное обнаружение этого транспорта. Продолжаем поиски.

29 января. Обнаружили силуэт транспорта и сблизились с ним. Стали выходить в атаку, но оказалось, что это была ловушка. Катера противника сбросили 6 глубинок. Пока лодка лежала на грунте, над ней проходили тральщики и сторожевики.

30 января. От нечего делать читаю рассказ "Гранатовый браслет" и пишу дневник. В 19:05 снялись с грунта, а в 19:30 всплыли. В 21:20 боевая тревога – обнаружен силуэт транспорта. Полтора часа шли полным ходом за ним. В 23:05 легли на боевой курс и выпустили 3 торпеды, через 30 секунд услышали взрыв. Цель поражена. Лайнер противника затонул. В 23:07 срочное погружение. Слышим шум винтов и работу акустики миноносца и сторожевика, стараемся оторваться от них. Миноносец ушел, а 5 сторожевиков и 1 тральщик продолжают поиски. Находятся они недалеко от нас. Всего сбросили 11 глубинок. Огромной силы взрывы каждый раз сотрясали лодку. Были в полном окружении, но вышли из него удачно.

10 февраля. Продолжаем преследовать обнаруженный транспорт. В 02:50 произвели залп из двух кормовых аппаратов и через 1 мин 52 сек слышали их взрыв, а в 03:05 слышим три взрыва большой силы, происходящие на нашей жертве. Наблюдавшие за взрывами торпед пришли в удивление, когда увидели освещенный при взрыве крейсер противника. Крейсер пошел в подводное царство.

Закрыть