Яндекс.Метрика
  • Ольга Комок

Три концерта с музыкой Леонида Десятникова в феврале

Вроде бы ничто не предвещало – ни юбилейных дат на горизонте, ни даже дня рождения, – но сразу три партитуры Леонида Десятникова совсем скоро прозвучат в разных концертах с очень коротким интервалом. И это совершеннейший праздник для гурмана-меломана: имя главного петербургского композитора наших последних дней известно весьма широко (спасибо музыке для кино, "Детям Розенталя" и медийной мощи Большого театра), но произведения его звучат досадно редко. Особенно такие.

Вроде бы ничто не предвещало – ни юбилейных дат на горизонте, ни даже дня рождения, – но сразу три партитуры Леонида Десятникова совсем скоро прозвучат в разных концертах с очень коротким интервалом. И это совершеннейший праздник для гурмана-меломана: имя главного петербургского композитора наших последних дней известно весьма широко (спасибо музыке для кино, "Детям Розенталя" и медийной мощи Большого театра), но произведения его звучат досадно редко. Особенно такие.

Наши глубокоуважаемые деятели искусств явно не сговаривались друг с другом, придумывая программы, а получилось-то вон что! Четвертого февраля в 3 часа дня в детском абонементе Большого зала Филармонии дают "Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина" – кантату для ансамбля солистов и камерного оркестра, написанную в лохматом 1982 г. (композитору нет еще и 30). Девятого февраля в Академической капелле будет исполнен соседний по хронологии "Букет" 1982 г. – концерт для хора на детские стихи Олега Григорьева. Оба концерта пропускать нельзя ни в коем случае. "Пинежское сказание" на северные народные тексты о Пушкине, собранные писателем Борисом Шергиным, так лукаво и изысканно сшивает фольклорные плачи и жестокие романсы, оперные речитативы и оркестровые чудесати, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А уморительные тексты… Они сравнимы только с хармсианским абсурдом ленинградского непризнанного гения Олега Григорьева: он сам-то и воспет в "Букете", где хор a capella бросается из огня да в полымя, из пионерских страшилок в горнила высокой поэзии.

О музыке Леонида Десятникова писать бесполезно. Что ни скажешь, будет звучать плоско и банально по сравнению с тем сложносочиненным космосом, что слышится в каждом ее такте. Так лучше просто послушать, тем более в конгениальных интерпретациях. В "Пинежском сказании" первым филармоническим оркестром (ЗКР) и Женским хором Музыкального училища им. Римского-Корсакова управляет умный и тонкий Анатолий Рыбалко. К тому же в тенорах – Станислав Леонтьев, сказительница – Светлана Крючкова, в общем, кастинг идеальный. Девятого февраля "Букетом" в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища им. Глинки дирижирует Владимир Беглецов. При этом всей программой (в которой к тому же прозвучат "Антиформалистический раек" Шостаковича и детские песни Чайковского) рулит Алексей Гориболь – главный знаток и проповедник музыки Десятникова на всем российском и нероссийском пространстве.

Но и это еще не конец сказки. Тринадцатого февраля в Большом зале Филармонии завершающим аккордом, эдаким незапланированным бисом камерный оркестр "Дивертисмент" сыграет самый растиражированный опус Десятникова – "Времена года в Буэнос-Айресе", где Пьяццолла встречается с Вивальди. Надо сказать, тот же "Дивертисмент" собирался исполнить 18-го десятниковские "Русские сезоны", и это был бы уже совершеннейший катарсис, но что-то не задалось, программа изменилась. Надо ждать следующего счастливого случая.

Закрыть