Яндекс.Метрика
  • Катерина Воскресенская, обозреватель

"Темные времена" – картина о принятии решения об эвакуации союзных войск из Дюнкерка

"Темные времена" – картина Джо Райта о событиях 1940 г., времени принятия решения об эвакуации союзных войск из Дюнкерка.

"Темные времена" – картина Джо Райта о событиях 1940 г., времени принятия решения об эвакуации союзных войск из Дюнкерка. Премьер-министру Британии Невиллу Чемберлену объявлен вотум недоверия, в поисках замены нехотя останавливают выбор на Уинстоне Черчилле. Пройти неровный путь премьер-министра от не впечатляющих речей в парламенте до героических решений на экране предложили Гэри Олдману – неочевидный ход. В первую очередь для самого Олдмана. Он не хотел соглашаться, но продюсер Эрик Феллнер сумел переубедить актера. Ему Гэри Олдман попросту не мог отказать – они вместе работали над "Сидом и Нэнси". 

Исполнение роли Сида Вишеса открыло Олдману двери в большое кино. Пора возвращать долги. Впрочем, не самая плохая сделка. За Олдманом, кто всю свою голливудскую карьеру был обделен наградами, сейчас идет премиальный шлейф и преемническое фото с Ди Каприо – бонусом. В том, кто получит статуэтку за лучшую мужскую роль, уже никто не сомневается. Джо Райт тоже сомнений не вызывает: ему благодарны все поклонники Киры Найтли за "Гордость и предубеждение", "Искупление" и, конечно, "Анну Каренину", любители сериалов – за начало третьего сезона "Черного зеркала". 

Но для статуэтки одного бэкграунда мало, "Оскар" требует жертв. Олдману, как Ди Каприо, ночевать в мертвой лошади не пришлось, но список подвигов все равно внушительный. Стоило того. В исполнении роли Черчилля безукоризненно все – от начального появления, криков, ворчания, хрюканья, поисков кота под кроватью, демонстрации ораторского искусства до финального закрытия дверей парламента. Монолог-бормотание о Гитлере достоин отдельного упоминания – "мясник", "ничтожество", "злобное чудовище", "убийца", "свирепый дикарь"! 

Дело не в словах, а в том, что в этом моменте отражается истинное лицо Черчилля. Не пугающего машинистку сумасброда, не  решительного премьер-министра, но человека, у которого не от лица страны, а лично проговаривается отвращение. Другие личные порывы сложно оценить. Спуск Черчилля в метро должен был стать важнейшим, кульминационным моментом, но не вывез: или вагон, или режиссер. Тяжесть патриотического накала на пути в Вестминстер переросла в комическую неловкость, даже неуместность. Невозможно поверить, что этот момент поставил точку в принятии решения. Больше веришь той, с кем весь фильм вообще никто не советуется. Клементине, жене премьер-министра, которую сыграла утонченная Кристин Скотт Томас. Ей удалось показать изнанку жизни с сильным человеком. Дома Черчилль бесполезен: расточителен, ворчлив, плаксив. Сцена, где она обнимает мужа за плечи, – исчерпывающа. 

В этом союзе она – премьер-министр, которая может посетовать на усталость разве что отражению в зеркале. В даже где-то нарочитом акцентировании внимания на сомнениях и есть сила этой картины. "Темные времена" показывают не лакированную фигурку политического деятеля, а обычного человека, который делал необычные вещи. Невероятные, великие, преодолевая всеобщее недоверие. Не зная того, что победит, пытался быть больше любого, настойчиво повторял "никогда не сдавайтесь" и, по Уайльду, считал, что у святых есть прошлое, а у грешников – будущее.

Закрыть