Яндекс.Метрика
  • Александр Ингилевич, путешественник, действительный член Русског

Километры космической глубины около острова Кокос

Прошло 7 дней с тех пор, как исследовательское судно "Арго" бросило якорь в бухте Чатама острова Кокос. Позади многочисленные погружения в самых интересных местах у острова, съемки ночной охоты акул, поиски "камня Кусто", исследования самого острова, его природы, истории, общение с рейнджерами, интересные находки на каменистом берегу бухты Чатама. Пришло время рассказать о погружении на глубину, которой уже не достигают лучи солнечного света.

Прошло 7 дней с тех пор, как исследовательское судно "Арго" бросило якорь в бухте Чатама острова Кокос. Позади многочисленные погружения в самых интересных местах у острова, съемки ночной охоты акул, поиски "камня Кусто", исследования самого острова, его природы, истории, общение с рейнджерами, интересные находки на каменистом берегу бухты Чатама. Пришло время рассказать о погружении на глубину, которой уже не достигают лучи солнечного света. 

Мы совершаем это погружение в батискафе, находящемся на борту исследовательского судна "Арго". Кабина батискафа представляет собой прозрачную полусферу, в которой располагаются три человека: места исследователей в первом ряду, пилота – за их спинами. Мы ступаем на борт батискафа. Полусфера откинута, и мы с оператором занимаем свои места. За нами располагается пилот Федерико Родригес. Кабина закрывается, включается подача воздуха из баллонов. Сорок минут в кильватерном следе буксировочного катера – и мы на месте. 


Второй пилот Рой, прыгнув в воду, готовит батискаф к погружению. Не одну тысячу погружений в разных условиях совершил я за свою жизнь, но опыт погружения в батискафе – это что-то особенное. Одно из самых ценных свойств человека, на мой взгляд, – не переставать удивляться новому и необычному. Вот и теперь у меня, опытного ныряльщика и путешественника, перехватывает дух, когда волны смыкаются над головой. Невероятное ощущение просто детского восторга. Примерно такое же я испытывал в момент отрыва гондолы воздушного шара от земли, когда поднимался над Нилом на восходе солнца. Нас сопровождают подводные операторы. Глубина на мониторе  30 м. Вдруг словно молния проскочила прямо у меня над головой. За ней вторая. Приглядевшись, замечаем двух тунцов. Один метра полтора, другой не больше метра. 

Перед нами разыгрывается драма, и явно со смертельным исходом. Большой тунец преследует маленького, догоняя его периодически и выхватывая из боков куски мяса. Тот мечется, то пытается спрятаться в конструкциях нашего батискафа, то делает рывок к операторам, находящимся в десятке метров от нас. Жертва потихоньку слабеет, агрессор наносит еще пару ударов и успокаивается. Что случилось между ними? Возможно, это акт каннибализма или просто муж-тунец слишком рано вернулся с работы и застал супругу в объятиях тунца-студента. Этого мы никогда не узнаем. Один из операторов рассказал позже, что испытал необычные ощущения, когда "студент", отчаявшись, спрятался между ним и камерой. Достаточно представить себе примерно стокилограммового тунца, видящего цель и обладающего невероятной скоростью и мощью. На глубине 80 м появляется подводная скала, над которой кружат галапагосские акулы в окружении многочисленных рыб. Сейчас акулы для обитателей этого подводного островка не представляют опасности. 

Охота начнется, когда последние лучи солнца коснутся поверхности океана. Вот тогда не успевшим спрятаться в расщелины между камнями не позавидуешь. Мы плывем над самым дном. Через несколько десятков метров начинается обрыв. Следующая остановка на глубине 300 м. Сюда уже не проникают лучи солнечного света. Наш батискаф висит у самой кромки шельфа. Тихо и успокаивающе жужжат приборы. Космос над головой, космос за спиной, километры космической глубины под ногами. В этот момент приходит осознание, что глубина – величина не физическая или географическая, здесь глубина переходит в категорию величин философских.



Закрыть