Сетевое издание spbdnevnik.ru — городской информационный портал Правительства Санкт-Петербурга.
Новостной информационный сайт рассказывает о важных городских событиях и публикует информацию "из первых рук".
Издание зарегистрировано управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС 77- 70953 выдано 7 сентября 2017 года.
Учредитель: ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр".
Генеральный директор ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" Яковлева Л.В.
Тел. +7 (812) 346-46-92
Главный редактор Смирнов К.И. (smirnov@spbdnevnik.ru)

Адрес редакции:
197064, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, 11/4
Тел. (812) 670-13-05
Факс (812) 670-13-06
E-mail: info@spbdnevnik.ru
По вопросам информационного партнерства: pr@spbdnevnik.ru

Авторские права защищены. Перепечатка, использование материалов частично или полностью без разрешения редакции запрещена. При использовании материалов ссылка на spbdnevnik.ru обязательна.
Точка зрения обозревателей не обязательно совпадает с мнением редакции и позицией Правительства Санкт-Петербурга. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются. Редакция не предоставляет справочной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и материалах.
Проект реализован при финансовой поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 г. 

За долгую историю этой загородной резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз. Пока наконец ее облик окончательно не сложился к концу XVIII века. В то время стены храма были украшены головками херувимов, выполненными по проекту самого Антонио Ринальди, лепными гирляндами и декором, который служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов. 

По оценкам специалистов, стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с иконостасами Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

До 1921 года церковь оставалась действующей. Но уже в 1930-е годы, когда Большой Меншиковский дворец был передан гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшую дворцовую церковь переоборудовали под мастерские и ее внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Как рассказала ведущий специалист ГМЗ "Петергоф" Мария Павлова, в архивах сохранилось буквально несколько десятков фотографий, свидетельствующих о былой красоте храма. Да и не все из них настолько четкие, чтобы послужить образцом для воссоздания утраченных образцов искусства. Поэтому мастера, взявшиеся за работу, погрузились в архивы и стали внимательно изучать исторические документы, технику исполнения и аналоги второй половины XVIII века. 

Преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Филипп Бобров рассказал, что найти профессионалов, которые могли бы выполнить работу по воссозданию икон, было непросто.

"Современное искусство слишком далеко ушло от стилистики XVIII века, и найти тех, кто мог бы близко подойти к мастерам того времени, было трудно", – признался он. 

Всего над воссозданием картин трудились восемь мастеров.

"Иконы создавались самыми разными художниками, среди которых нет двух одинаковых людей. Но нам удалось выполнить все работы в едином силе", – отметил Филипп Бобров.

Как уже законченную работу водворяли на ее законное место, удалось увидеть и журналистам. Двое рабочих поднялись на леса и повесили воссозданную икону "Богоявление" в простенок между окнами второго яруса. 

Как подчеркнул главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов, абсолютно точно воссоздать утраченные элементы декора, конечно, невозможно. А вот сохранить стиль и вернуть в храм дух того времени – вполне по силам.

Этому, кстати, способствуют и те подлинные детали, которые, в соответствии с Венецианской хартией, были законсервированы и сохранены в неприкосновенности. 

Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи "живописным письмом", относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах. Фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор, и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера ораниенбаумской церкви в конце XVIII века.

Как рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, в дальнейшем планируется воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма. Это восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Елена Кальницкая добавила, что, если все пойдет по плану, работы в ораниенбаумской придворной церкви будут закончены нынешним летом.

Предполагается, что саму церковь можно будет посещать только в теплое время года, так как в ней необходимо поддерживать определенный температурный (3-5 градусов по Цельсию) режим. Посмотреть ее экскурсанты смогут через стеклянную дверь. А вот увидеть исторические документы, познакомиться с этапами реставрационных работ они смогут в любое время года. Так как в соседнем с храмом зале планируется разместить тематическую выставку.

"Два года у нас ушло на то, чтобы воссоздать этот удивительный ансамбль. Эта работа для нас важна тем, что мы впервые используем современный принцип музейного экспонирования и планируем открыть здесь мультимедийную экспозицию об истории храма", – сказала Елена Кальницкая. Она также подчеркнула, что "один раз в год тут будут проходить богослужения". 

2018-02-14T17:51:10+03:00
16 икон по образцам XVIII века воссоздали для придворной церкви Ораниенбаума

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 г. 

Читать далее

За долгую историю этой загородной резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз. Пока наконец ее облик окончательно не сложился к концу XVIII века. В то время стены храма были украшены головками херувимов, выполненными по проекту самого Антонио Ринальди, лепными гирляндами и декором, который служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов. 

По оценкам специалистов, стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с иконостасами Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

До 1921 года церковь оставалась действующей. Но уже в 1930-е годы, когда Большой Меншиковский дворец был передан гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшую дворцовую церковь переоборудовали под мастерские и ее внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Как рассказала ведущий специалист ГМЗ "Петергоф" Мария Павлова, в архивах сохранилось буквально несколько десятков фотографий, свидетельствующих о былой красоте храма. Да и не все из них настолько четкие, чтобы послужить образцом для воссоздания утраченных образцов искусства. Поэтому мастера, взявшиеся за работу, погрузились в архивы и стали внимательно изучать исторические документы, технику исполнения и аналоги второй половины XVIII века. 

Преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Филипп Бобров рассказал, что найти профессионалов, которые могли бы выполнить работу по воссозданию икон, было непросто.

"Современное искусство слишком далеко ушло от стилистики XVIII века, и найти тех, кто мог бы близко подойти к мастерам того времени, было трудно", – признался он. 

Всего над воссозданием картин трудились восемь мастеров.

"Иконы создавались самыми разными художниками, среди которых нет двух одинаковых людей. Но нам удалось выполнить все работы в едином силе", – отметил Филипп Бобров.

Как уже законченную работу водворяли на ее законное место, удалось увидеть и журналистам. Двое рабочих поднялись на леса и повесили воссозданную икону "Богоявление" в простенок между окнами второго яруса. 

Как подчеркнул главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов, абсолютно точно воссоздать утраченные элементы декора, конечно, невозможно. А вот сохранить стиль и вернуть в храм дух того времени – вполне по силам.

Этому, кстати, способствуют и те подлинные детали, которые, в соответствии с Венецианской хартией, были законсервированы и сохранены в неприкосновенности. 

Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи "живописным письмом", относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах. Фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор, и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера ораниенбаумской церкви в конце XVIII века.

Как рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, в дальнейшем планируется воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма. Это восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Елена Кальницкая добавила, что, если все пойдет по плану, работы в ораниенбаумской придворной церкви будут закончены нынешним летом.

Предполагается, что саму церковь можно будет посещать только в теплое время года, так как в ней необходимо поддерживать определенный температурный (3-5 градусов по Цельсию) режим. Посмотреть ее экскурсанты смогут через стеклянную дверь. А вот увидеть исторические документы, познакомиться с этапами реставрационных работ они смогут в любое время года. Так как в соседнем с храмом зале планируется разместить тематическую выставку.

"Два года у нас ушло на то, чтобы воссоздать этот удивительный ансамбль. Эта работа для нас важна тем, что мы впервые используем современный принцип музейного экспонирования и планируем открыть здесь мультимедийную экспозицию об истории храма", – сказала Елена Кальницкая. Она также подчеркнула, что "один раз в год тут будут проходить богослужения". 

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети