Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Петербургский писатель Евгений Водолазкин получил премию "Клио" за роман "Авиатор"

Премию "Клио" за роман "Авиатор" получил известный петербургский писатель и литературовед Евгений Водолазкин. Церемония награждения прошла в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.

Премию "Клио" за роман "Авиатор" получил известный петербургский писатель и литературовед Евгений Водолазкин. Церемония награждения прошла в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.

Принимая награду, которая присуждается за популяризацию истории, Евгений Водолазкин заметил: "У нас прекрасная история, а в Древней Руси она была совершенно удивительной. Первый историк, Нестор, прочитал византийскую хронику Георгия Амартола и начал писать свою историю, выстраивая ее из событий. Это была удивительная история, в которой события исторические перемежаются с теми, которые мы назвали бы нравственными примерами". 

Поделился писатель и мыслями по поводу современной истории: "Что касается нынешнего отношения к истории, то у каждого две истории: народа и своя личная. Малая история состоит из звуков, запахов, друзей, детства. А большая – это история побед, трагедий, катастроф, триумфов. Очень важна пропорция: если человек уходит только в историю общую и лишается персональной, он становится неким винтиком, у него уже нет ничего личного. А когда любовь к родной истории оплодотворяется и освещается личной историей, это соединение становится благотворным".

Пушкинский Дом 

Евгений Водолазкин родился и учился в Киеве. А вот аспирантуру окончил уже в Ленинграде при отделе древнерусской литературы Института русской литературы – Пушкинского Дома, который тогда возглавлял академик Дмитрий Лихачев. Об этих годах Водолазкин вспоминает: 

"Мы жили как одна большая семья, а Лихачев был нашим отцом". 

Причем оказалось, что Пушкинский Дом стал его семьей в буквальном смысле. Именно здесь он нашел спутницу жизни – Татьяну, которая там работала (и работает до сих пор), а Лихачев был на их свадьбе посаженным отцом. Трудясь в институте, Водолазкин активно публиковался, принимал участие в подготовке энциклопедии "Слова о полку Игореве" и "Библиотеки литературы Древней Руси", занимался исследовательской работой.

Когда "сэндвичей" мало 

К 40 годам этот успешный и признанный ученый, доктор филологических наук становится писателем. "Писательство, – объясняет Водолазкин, сравнивая литературу с наукой, – это другое. Это когда есть что сказать. Я недавно в беседе со Львом Данилкиным вспоминал анекдот о лорде Генри, который до 13 лет не говорил, а в 13 лет вдруг сказал утром: "Однако сэндвич подгорел". 

Ему говорят: "Лорд Генри, почему же вы молчали столько времени?" А он отвечает: "Да потому, что с сэндвичем все было в порядке". Сэндвичи для меня сейчас не то чтобы подгорели. Их стало мало. Научная работа перестала вмещать всего меня… Когда я пишу что-то как писатель, я забываю о том, что я филолог. Я пишу сердцем". 

Вступив на стезю литератора, Водолазкин установил своеобразный рекорд. Дважды стал лауреатом самой престижной литературной премии "Большая книга" (за романы "Лавр" и"Авиатор"), лауреатом премии "Ясная Поляна". В Бухаресте ему присудили почетную степень доктора наук, в итальянском Сорренто – премию им. Горького, а в Риме – премию "Русский Рим". 

Внешне самый модный сегодня в России писатель – типичный петербургский интеллигент. Небольшого роста, в очках, со скромными манерами и неторопливой речью, он производит впечатление чеховского профессора. Однако легкая небритость, модно повязанный шарф, умение просто и в то же время элегантно одеваться и чувство юмора придают ему облик персонажа из среды современной фрондирующей интеллектуальной тусовки. Но это впечатление обманчиво. Вне стен его квартиры и Пушкинского Дома писателя чаще всего можно увидеть в храмах. 

"Для меня, – признается он, – многие тексты Священного Писания очень значимы. Я не только постигаю их духовный смысл и пытаюсь выстроить по ним жизнь, но и восхищаюсь ими как филолог".

В рейтинге лучших 

Сегодня Евгений Водолазкин стал одним из ведущих писателей мира и первым среди ныне живущих литераторов в России. Так по крайней мере сочли эксперты издания Russia Beyond the Headlines: в рейтинге лучших российских писателей Водолазкин занял 25-е место (самое высокое среди ныне живущих в нашей стране авторов). А по версии английской газеты "Гардиан", его роман "Лавр" вошел в топ-10 лучших книг о Боге. 

"Я стараюсь своей жизнью увеличивать сумму добра, причем разными путями. Например, пишу книги, которые не увеличивают зло. Да и в частной жизни стараюсь помогать окружающим и не плодить агрессивной энергии", – говорит писатель.

Закрыть