Где прячется знаменитый китайский "художник-невидимка"?
Сегодня в Музее современного искусства "Эрарта" (29-я линия В.О., 2) открылась выставка "Лю Болин. Художник-невидимка".
В своем творчестве знаменитый на весь мир китайский "художник-невидимка" Лю Болин соединяет различные жанры и техники, включая скульптуру, перформанс и фотографию. Своими работами он обращается и к важным проблемам современного общества, и к политическим противоречиям Китая и других мировых держав.
На первый взгляд может показаться, что в работах Болина запечатлены просто необычные пейзажи, не более того. Какие-то из них легко узнаваемы, другие – нет.
Однако если присмотреться, на каждой фотографии можно разглядеть контур стоящего человека. Как нетрудно догадаться, это и есть сам Лю Болин, который "исчезает в городе", становясь "человеком-невидимкой".
"С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то что условия жизни улучшаются, люди вычеркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет свое значение", – утверждает художник.
Как рассказали организаторы выставки, предпосылкой к созданию цикла фотографий "Спрятаться в городе" стали события 2005 года, когда при подготовке к Олимпийским играм в Пекине правительство уничтожило международный художественный лагерь Суо Джия Кан. Наряду с многими другими художниками Лю Болин потерял свою мастерскую и счел долгом выразить протест против беспричинного разрушения творческого дома десятков соотечественников.
Делать подобное в стране, где определенные формы протеста были и остаются до сих пор под запретом, оказалось непросто. Именно это и побудило художника разработать оригинальные методы выражения своего мнения, навевающие аналогию с эзоповым языком в литературе.
Отметим, что этими методами Болин пользуется и сегодня. Первым делом он тщательно выбирает фон и место, которое имеет для него символическое значение и в то же время вызывает отклик у других.
Следующим шагом становятся определение точного положения художника, снятие всех необходимых мерок, подбор костюма. Сначала мастер со своей командой раскрашивает костюм так, чтобы он полностью сливался с подобранным фоном, на что уходит 4-5 часов. Затем Болин надевает готовый костюм и совершенно неподвижно стоит в выбранном месте, в то время как его помощники раскрашивают его лицо и делают фотографии. Итого на создание одной фотографии, даже с учетом усилий пяти или шести ассистентов, может уйти целый день.
Важно, что художник и его команда не используют ни суперпозицию, ни какие-либо другие методы цифровой коррекции фотографий. Снимки Болина точно передают то, как краска наложена на художника в этот конкретный день, в эту конкретную погоду и с этим конкретным освещением.
Чаще всего фон для работы подбирается так, чтобы можно было рассказать об актуальных проблемах общества.
"Выбранные места должны отсылать с ясностью к определенным символам, будь то политика, экология, культура и так далее… Фон дает самую важную информацию. Конфликт возникает, когда мое тело исчезает в этом фоне – отражении общества с моей точки зрения", – говорит Лю Болин.
По его словам, включение себя в определенный пейзаж прежде всего позволяет высказать протест против политического климата или социальной ситуации, сохраняя при этом определенную степень анонимности. Точно так же действует художник и в тех случаях, когда поднимает в своих работах проблемы экологии и глобального потепления.
Выставка оригинальных работ знаменитого китайского "художника-невидимки" Лю Болина в "Эрарте" будет работать до 20 мая 2018 года.