Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Главный клинический фармаколог Петербурга рассказал, зачем нам выписывают псевдолекарства

Главный клинический фармаколог Санкт-Петербурга, президент профессиональной ассоциации клинических фармакологов Александр Хаджидис рассказал "ПД", что такое лекарства-пустышки и чем на самом деле лучше лечиться.

Главный клинический фармаколог Санкт-Петербурга, президент профессиональной ассоциации клинических фармакологов Александр Хаджидис рассказал "ПД", что такое лекарства-пустышки и чем на самом деле лучше лечиться.

Александр Кириакович, сейчас начинается подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ. Аптеки потирают руки и выставляют поближе самые популярные средства "от простуды". А может ли врач вообще ничего не назначать и честно сказать: не трать деньги, пей морс и лежи в постели? Складывается впечатление, что доктор чувствует себя как-то неловко, если ничего не выпишет. И потому назначает хотя бы что-то.

К сожалению, это порочная психология. 95% общения врача и пациента заканчивается тем, что врач выписывает лекарство. Если он ничего не назначит, то он вроде бы что-то недоделал. А так быть не должно. Надо понимать, что производство лекарств – это бизнес, а врач является модератором, развивающим лекарственную науку. Когда есть пациент, вокруг него начинают крутиться чиновники, врачи, фарминдустрия, дистрибьюторы. Все хотят принести пациенту пользу, но фармбизнес хочет еще и заработать. Иногда цели, желания и возможности у всех участников этого процесса не совпадают. Однако благодаря фарминдустрии мы научились лечить очень многие заболевания, поэтому приходится привыкать к ее "побочным действиям".

Врачи всегда рекомендуют при простуде постельный режим. Зачем?

Совет полежать не случаен: дело в том, что вирус живет внутри клетки, он – паразит, и когда ты, будучи больным, активничаешь, вирус также активнее размножается и выходит за пределы клетки, в кровь, разносится с кровью по всему организму. При высокой активности во время заболевания также не все силы организма направляются на развитие иммунной реакции, это ограничивает возможности организма в борьбе с инфекцией.

Очень разные мнения насчет того, надо ли сбивать температуру.

Когда поднимается температура, это значит, что вырабатывается интерферон – белок, который выполняет защитную функцию и борется с вирусом. Что делают неграмотные врачи? Они дают сбить температуру. Хорошо, мы ее сбили (что делать не надо, кроме критических случаев – когда, например, в анамнезе у пациента были судорожные припадки на фоне лихорадки, или тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, или что-то другое), тем самым мы уменьшили выработку собственного интерферона. А дальше неграмотный врач назначает тучу препаратов, чтобы они стимулировали только что сбитый иммунитет, причем все эти препараты – из разряда "летающих самолетов".

Что это такое?

Я так называю интерфероногены, или препараты из группы, которой вообще нет нигде, кроме России и стран СНГ. На них часто рисуют самолетики. Я не буду озвучивать названия, понятно, о чем речь – об иммуномодуляторах.

Это тоже из разряда фуфломицинов?

Есть препараты, которые могут влиять на иммунитет, но таких очень мало, и количество противопоказаний к ним больше, чем показаний, причем это жизненные показания – например, при иммунодефицитах. Есть интерфероны для внутривенного введения – не путайте их с виферонами, которые в нос капают, они неэффективны (интерферон – это белок, который будет денатурировать в слизистой носа и, таким образом, не действует). Препараты интерферонов для внутривенного введения эффективны, но токсичны и применяются в строго определенных случаях. А то, что продается в наших аптеках, – они не имеют доказанной эффективности. Это большинство препаратов, которые на слуху у всех.

Зачастую врачи действуют как под копирку: средства для снижения температуры, иммуномодуляторы и что-то для снятия симптомов. В итоге – тысяча рублей, а то и больше. Так принимать это все или нет?

Лекарств, которые борются с вирусами и поднимают иммунитет, – единицы. Есть так называемые адамантаны – это ремантадин и амантадин. Им уже лет 30-40. Но к ним уже выработалась резистентность, хотя некоторым больным они все же могут помочь. Однако они токсичны, влияют на печень и кроветворную систему, так что в каждом случае надо взвесить все возможные риски, потенциальную пользу и решать, что лучше: может, пускай лучше голова поболит немного, чем потом испытывать на себе побочные эффекты лекарств? Есть два современных противовирусных препарата, вокруг которых идут целые бои: это осельтамивир и занамивир, у нас известные под оригинальными торговыми названиями "Тамифлю" и "Реленза". У них есть доказанный эффект, они могут укоротить болезнь… на 1 день. К тому же они весьма недешевы. Поэтому снова надо взвесить, принимать или нет. Если пациент не из группы риска по развитию тяжелых форм вирусной инфекции, то, может, и не надо покупать?

Но они же реально облегчают симптомы по крайней мере.

Каждый знает, как он будет болеть, знает свой организм. И если организм просит полежать и выпить молока, то, может, к нему надо прислушаться, чтобы польза превысила вред. Любая болезнь тренирует иммунитет, но если кажется, что лучше полечиться от симптомов, – то принимайте. У них в большинстве своем состав примерно одинаков. Это антигистаминные препараты, парацетамол и витамин С (полезность которого никто не доказал). Они все неплохие в качестве симптоматических средств, но дорогие. Тем более что в принципе почти все это можно заменить, купив по отдельности и за копейки.

Закрыть