Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Корреспондент "ПД" выяснил, что скрывают подземелья Мариинки и Эрмитажа

Как специалисты готовят к поездкам театральные декорации и произведения искусства стоимостью в миллионы долларов? Вместе со специалистами Василеостровского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, занимающегося исключительно ввозом и вывозом культурных ценностей, корреспондент "Петербургского дневника" проник в закулисье таинственного мира искусства.
Дарья Иванова Фото: Петербургский дневник

Как специалисты готовят к поездкам театральные декорации и произведения искусства стоимостью в миллионы долларов? Вместе со специалистами Василеостровского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни, занимающегося исключительно ввозом и вывозом культурных ценностей, корреспондент "Петербургского дневника" проник в закулисье таинственного мира искусства. 

Шедевры в дороге

Вокруг нас сотни ящиков. Суета, как при переезде. Только вместо привычных вещей самым тщательным образом упаковываются драгоценные творения человеческого гения: скульптуры, картины, фарфор, старинное оружие. Удивительным по красоте и ценности артефактам, отобранным для выставки за рубежом, предстоит проделать большой путь.

– Мы отправляем большую выставку (более тысячи экспонатов) в Загреб. Для Хорватии выставка из собрания Эрмитажа станет одним из центральных культурных событий этого года, – рассказывает Арсений Соколов, заместитель заведующего отделом обеспечения выставочной деятельности музея. – Выставка очень разноплановая. Она посвящена Екатерине II, которая была не только политическим деятелем, но и собирателем предметов искусства. Именно при ней появилась первая коллекция, положившая начало Эрмитажу. Тут и предметы ее эпохи, и античные артефакты, которые императрица включила в свою коллекцию.

– С какими сложностями приходится сталкиваться при отправке подобных выставок за рубеж?

– Многое зависит от габаритов экспонатов. Скажем, отправляли эпиграфический памятник "Чингисов камень" весом несколько тонн. К счастью, он поместился в фургон. А сейчас к нам должна прибыть скульптура из Англии, так для ее транспортировки понадобится специальная платформа. В прошлом году мы отправили за границу около 40 выставочных экспозиций. Это было бы неосуществимо без четкого взаимодействия с таможней, которая контролирует временный вывоз культурных ценностей, ведь вывоз каждого артефакта старше 100 лет возможен лишь при соблюдении целого ряда разрешительных процедур.

Реквизит и контрабанда

Пока заканчиваются приготовления к путешествию экспонатов в Загреб, мы вместе с сотрудниками таможни едем проверить, как идет подготовка к гастролям одного из спектаклей Мариинского театра.

Медленно кружат в теплом свете софитов пылинки. Зал в тени, освещена лишь овеянная славой главная сцена Мариинки. Секундную тишину разрывают резкие команды режиссера, время как будто ускоряется. На сцене хаотично двигаются десятки людей, потеющие от напряжения балерины отрабатывают элементы очередного шедевра, пока рабочие сцены ударными темпами заканчивают монтаж декораций: до начала представления осталось всего несколько часов.

С главным государственным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля Василеостровского таможенного поста Михаилом Солодянкиным пробираемся сквозь творческий вихрь в сторону бутафорского цеха, где к отправке на гастроли за рубеж готовится один из спектаклей театра. 

– До 2000-х мы проводили стопроцентный досмотр, но с тех пор многое изменилось. Сейчас механизм работает четко, как часы. С проверенными театрами и музеями есть взаимное доверие и понимание. Проверки нужны лишь тогда, когда есть серьезные расхождения в описи и в тех случаях, когда поступает сигнал нам или правоохранительным органам о возможном нарушении", – рассказывает Михаил, переступая через многочисленные кабели и элементы декораций.

– Что это могут быть за сигналы?

– Надо понимать: артисты – люди творческие. Как-то раз нам поступил сигнал о возможной контрабанде. Неделю мы скрупулезно прочесывали около десятка морских контейнеров с реквизитом одного из спектаклей, но ничего не обнаружили. Позже выяснилось, что все дело было в обиде. Одну из актрис не взяли на гастроли, вот она и решила отомстить. С 2000-х не было выявлено ни одного административного нарушения со стороны наших театров или музеев.

Мы входим в длинное узкое помещение, заставленное рядами стеллажей, на которых, вокруг которых и вообще всюду покоятся элементы множества представлений.

– Есть предметы, вызывающие особый интерес и сложности в оформлении?

– Бутафорское оружие. Сотрудникам театра приходится обращаться в центры судебной экспертизы за заключением, подтверждающим, что это не настоящие ружья, пистолеты и т.п. Еще – музыкальные инструменты. Хотя 99% отправляемых на гастроли театра предметов не являются культурными ценностями, бывают и исключения. К примеру, скрипки знаменитого мастера Антонио Страдивари. Тогда требуется заключение на временный вывоз от Минкульта.

– Однажды у нас случился нешуточный форс-мажор. Во время шторма с корабля смыло несколько контейнеров с декорациями и костюмами. Пришлось восстанавливать на месте из подручных материалов. По счастью, культурных ценностей в них не оказалось, – вступает в разговор начальник бутафорской службы театра Борис Янукян.

Сверившись со списком и предметами, убывающими на гастроли, идем в подвалы "Мариинского-2". Здесь на двух подвальных этажах хранится свыше 150 тысяч костюмов. На ровных рядах шкафов и гардеробных неровным почерком выведены названия спектаклей.

– Все, что можно придумать и надеть на артиста, у нас есть, – говорит Елена Петрова, начальник костюмерной службы Мариинского театра. – Когда  для таможни создается список предметов, отправляющихся на гастроли, необходимо приложить фотографию и точно описать костюм, но это не всегда легко сделать.

– Что сложнее всего описать?

– Вот как описать в таможенной описи костюм сказочной пчелки? – с улыбкой спрашивает Елена у Михаила. – Мохнатые лапки, пузико в полоску? Смех, да и только, но как иначе. 

– Сколько костюмов в среднем готовится для оперы?

– Около трехсот. Но бывают и большие вещи. Например, опера Кончаловского "Война и мир". Там только мужских костюмов задействовано более тысячи. Вообще, опера – мужское дело. Вот скоро поедем в Китай, надо будет оформить 123 ящика с мужскими и 26 с женскими костюмами – это чтобы понимать соотношение. Знаете, работа костюмера очень непроста. Иногда мои костюмеры рассказывают, какие им снятся сны. Например, что она тащит на переодевание огромную шкуру панды (у нас есть такой костюм), а голова панды постоянно выскальзывает, время, которого нет, уходит.

– Сколько надо времени на то, чтобы переодеть артиста?

– В той же "Войне и мире" 16 срочных переодеваний прямо во время спектакля. Мы с солистом довели время до 37 секунд, – своеобразный рекорд.

При отправке культурных ценностей и предметов искусства используется международный документ Карнет АТА, который регламентирует временный ввоз тех или иных произведений без уплаты таможенных пошлин. В частности, он содержит опись ввозимого груза, а также его примерную стоимость.

– Сколько в среднем стоит спектакль театра по документам?

– От 100 до 500 тысяч долларов. Вот, к примеру, отправляем в гастрольный тур машину с музыкальными инструментами, ее стоимость оценена в 250 тысяч долларов, – говорит Марианна Самойлова, менеджер отдела специальных проектов Мариинского театра, куда стекаются все данные для подготовки документов к таможенному оформлению.

– Соответствие заявленных в описи предметов фактическому содержанию груза очень важно, иначе весь груз могут вернуть, а это срыв гастролей или выставки. На бумажную работу уходит много времени, но она дает свои результаты – нам удается избегать проблем с грузом, а слава наших театров и музеев гремит по всему миру", – резюмировал  Михаил Солодянкин.

Закрыть