Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Сергей Ильченко: Телеклюква из прошлого

Сразу на двух федеральных каналах состоялись премьеры сериалов на темы из российской истории: "Вольная грамота" и "Кровавая барыня".

Сразу на двух федеральных каналах состоялись премьеры сериалов на темы из российской истории: "Вольная грамота" и "Кровавая барыня". 

На Первом зрителям предложили "Вольную грамоту" (режиссер – Дмитрий Черкасов). Канал "Россия-1" явил аудитории куда более жестокое зрелище под названием "Кровавая барыня" (режиссер – Егор Анашкин). Обе премьеры были запараллелены в сетке вещания, составив таким образом прямую конкуренцию друг другу. 

В том не было бы большой беды, если бы качество сериалов, не говоря уже об исторической достоверности, было достойным и не вводило зрителей в заблуждение относительно конкретных исторических периодов.

В случае с "Вольной грамотой" вторичность зрелища не вызывает сомнений и заставляет вспомнить куда более выразительную телесериальную историю под названием "Бедная Настя". Однако с той поры уже минуло полтора десятка лет, поэтому продюсеры и рискнули еще раз поэксплуатировать сюжет о крепостной девушке. 

На сей раз "бедной" становится некая Полина, вокруг которой и разыгрываются страсти, никак не соответствующие бытовым и социальным реалиям эпохи Николая I, в которую, видимо, и происходит история. Но к этой развесистой телеклюкве можно относиться более или менее спокойно, ибо здесь все персонажи вымышленные. 

А вот в сериале "Кровавая барыня" дела с исторической достоверностью обстоят гораздо хуже. Авторы взялись за рассказ об одной из самых противоречивых и омерзительных фигур русской истории XVIII века. Героиней этого коктейля из альковных утех, религиозных отправлений и эпизодов насилия стала Салтычиха – дворянка-помещица Дарья Салтыкова. 

Авторы так вольно обошлись и с ней, и с другими историческими персонажами, включая Екатерину II, что даже тексты Валентина Пикуля на те же сюжеты кажутся образцами правдивости. Но главное – образ самой Салтычихи. Юлия Снегирь настолько отталкивающа в этой роли, что никакое сочувствие в ее адрес невозможно. Перед нами не женщина, не мать и не жена, а какая-то мистическая дама с садистскими наклонностями. 

Фантазия авторов разгулялась вплоть до передергивания исторических фактов и откровенного смакования того, на что нормальный человек не в состоянии спокойно смотреть. Понимаю, что рейтинг не пахнет. Но никак не пойму: зачем нам тратить наше время, мучаясь целых 16 серий, которые длятся оба премьерных псевдоисторических сериала? А закончится их демонстрация как раз в канун 8 Марта. Очень трепетный подарок женщинам.

Закрыть