Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Татьяна Протасенко: На каком языке говорить с "новыми старыми"?

В исследованиях, касающихся пожилых людей, все чаще появляются такие термины, как "новые старые".

В исследованиях, касающихся пожилых людей, все чаще появляются такие термины, как "новые старые".

Обсуждения часто ведутся вокруг повышения пенсионного возраста, а у россиян он пока самый низкий. Повсеместно нормой стали 60 и более лет (в США и Италии – 65, а в Норвегии даже 67). Но социологам интересна не только экономическая сторона проблемы возраста, а то, как по-разному пожилые люди себя ведут. 

У всех в этот период меняются ценности, стиль жизни, отношения с родственниками, формы питания. В России новые пенсионеры хоть и были сформированы советским строем, однако многие освоили Интернет, гаджеты и другие технические новинки, а такое население требует особого обращения, чуждого штампов.

Есть расхожее мнение, что наши пенсионеры озабочены только плохим здравоохранением и низким уровнем пенсионных выплат. Однако сегодня значительная доля пенсионеров работают, активно действуют в социуме, оставаясь ударной частью электората, а потому имеют свои требования к государству. Очевидно, что с "новыми старыми" и говорить надо по-новому, без обидной снисходительности – точно так же, как и с идущим им на смену поколением Z. 

Практика показывает, что "новые старые" более образованны, чем их предшественники, умеют из разных источников получать интересующую их информацию и, как показывают опросы, менее агрессивны. "Новым старым" более свойственно полагаться на свои силы, чем их растерянным сверстникам времен перестройки. При этом надо помнить, что ряды старой гвардии, мыслящей новыми категориями, будут расти, как будет нарастать и число связанных с их бытованием проблем. К этому должны быть готовы и социальные службы, и органы власти, и другие группы населения.

Закрыть