Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Каким богиням поклонялись на Востоке?

Сегодня в 16:00 Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную женскому началу и его многообразным воплощениям в индуизме, даосизме и буддизме.

Сегодня в 16:00 Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную женскому началу и его многообразным воплощениям в индуизме, даосизме и буддизме. 

Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета.

Как рассказали организаторы выставки, мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен ее первый раздел. 

В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество местных богинь, олицетворяющих плодородие и изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. 

В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.

Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеет преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). 

В буддизме слияние мужского и женского божеств служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения являются хромолитографии конца XIX – начала XX века из коллекции И.П. Ювачева, например "Шива и Парвати", изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой. 

Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи. 

Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. 

О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее ужасной ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. 

Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому – гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX век), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму. 

Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII века Падмасамбхава сказал: "Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина".

Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.

Всего на выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея. Большинство предметов экспонируется впервые.

Выставка "Кланяюсь дарящей радость. Женские образы в индуизме, даосизме и буддизме" продлится до 8 июня 2018 года.

Закрыть