Как на "Прорыве" появился рэпер Хаски
На Новой сцене Александринского театра состоялась очередная церемония вручения театральной премии "Прорыв".
Ежегодно, с 2008 года, организаторы премии поощряют молодых петербургских актеров, режиссеров, художников за новаторский и экспериментальный подход к творчеству. Наверное, именно этим был обусловлен столь нехарактерный формат проведения церемонии нынешнего года. Режиссером мероприятия выступил Семен Серзин – выпускник мастерской Вениамина Фильштинского, постановщик из команды "Этюд-театра" и создатель независимого "Невидимого театра", лауреат "Прорыва" прошлого года.
Почему на театральном мероприятии появился рэп-исполнитель Хаски, как театр может быть "невидимым", в каком "настроении" ждать фильм Серебренникова "Лето", рассказал "ПД" сам Семен Серзин.
– Семен, как у вас возникла идея пригласить на церемонию рэпера Хаски? Как эту затею восприняли организаторы премии?
– Я не сказал бы, что являюсь поклонником творчества Хаски. Я услышал его песни случайно – на дискотеке в лагере, где мы делали проект с воспитанниками детских домов. Меня заинтересовало то, какую музыку сейчас слушает молодежь, что для них теперь актуально. И тогда возникла мысль пригласить Хаски на церемонию вручения премии, потому что, мне кажется, он – тоже прорыв этого года в своей среде. Договориться с ним оказалось несложно. Организаторы восприняли положительно. Эта идея, на мой взгляд, была созвучна премии.
– Судя по тому, что вы не раз ставили спектакли, так или иначе связанные с легендами отечественного рока ("СашБаш" – нашумевший спектакль про Александра Башлачева, "Летели качели" – про мужчину, который пытается жить жизнью известного музыканта Егора Летова), вам эта музыка близка. С чем это связано?
– Для меня это герои моего времени, хотя я только сейчас начинаю это осознавать. У меня была пластинка с песнями Башлачева, я слушал Дягилеву, Цоя, "Зоопарк", "Черный Обелиск", "Аквариум", "Аукцыон", "Звуки Му", "ДДТ", "Наутилус", Настю в промежутке с 13 до 16 лет. Если говорить просто: я хотел быть в чем-то на них похожим. И спустя время это чувство не ушло, оно лишь видоизменилось и воплотилось через режиссуру.
– Не отходя от темы рока, хочу спросить о вашей работе в фильме Кирилла Серебренникова "Лето". Как вы относитесь к уже известным комментариям отечественных рок-исполнителей о том, что "весь фильм – ложь от начала до конца"? Как относиться к этому зрителям, которые ждут фильм? И, кстати, кого вы сыграли в этом фильме, если не секрет?
– Лично я весь фильм от начала до конца не видел, да и те, кто высказался, тоже. Поэтому все это абсурд, который только подогревает интерес к фильму. Я считаю, что обсуждать можно только то, что уже увидело свет. Сказать, кого я там сыграл, не смогу до тех пор, пока студия официально не объявит о выпуске фильма. Хотя в моей роли ничего удивительного.
– С чем связано то, что вы создали "Невидимый театр"? И вообще, почему театр – "невидимый"?
– Так получилось, что мои пути с "Этюд-театром" разошлись. Два года назад я объявил о том, что больше не буду главным режиссером. Комментировать все это за давностью не вижу смысла. "Невидимый театр" возник как-то сам собой, потому что естественным образом появилась необходимость объединить в афишу все мои спектакли. Этого театра, по сути, действительно не существует – нет никакой реальной организации. Это театральное объединение, включающее в себя несколько спектаклей, круг артистов, художников, режиссеров, которым интересно вместе создавать и играть спектакли. Кстати говоря, во многом это и артисты "Этюд-театра", мои однокурсники, с которыми мы продолжаем работать.
Нельзя создавать концепцию одного театра внутри другого – это ни к чему хорошему не приведет. Театр "невидимый" еще потому, что он возникает в различных местах: кроме площадки театра Karlsson haus, где мы играем четыре спектакля, мы выступали во многих других пространствах. Это и Social club на Рубинштейна, и Центр Шемякина. Мы делали флешмобы Stop and dance with me на улицах города, а сейчас готовим спектакль во дворе. Финансовый вопрос, конечно, очень острый, но в этом случае я делаю ставку только на зрителя. Пока у нас полные залы, мы можем позволить себе существовать. Я категорически против того, чтобы актеры играли бесплатно. Пусть это не заоблачные деньги, но все же работа.
– Недавно у вас произошла неприятная ситуация с одним из московских театров: вам не выплатили положенную сумму за работу. Как избежать подобных случаев?
– В этом случае я могу сказать только одно: нужно заключать договор, прежде чем начинать работу. Просто взять за правило.
– Какой совет вы бы дали начинающим режиссерам, которые не знают, с чего начать свой путь?
– Да что посоветовать – надо работать и упрямо делать то, что хочешь. Да и странно мне советовать что-то: я не уверен, что сам сформировался как режиссер. Эта профессия не так скоро складывается, мне кажется.
Фото: Интерпресс