Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева, Марина Алексеева

Поставить на место: Как в Петербурге появляются памятники

Какую роль играют специалисты и власти в установке и снятии памятников и мемориальных досок? Куда нужно обращаться с инициативой их создания? Почему о памятниках, которых в нашем городе много, знают не все?

Какую роль играют специалисты и власти в установке и снятии памятников и мемориальных досок? Куда нужно обращаться с инициативой их создания? Почему о памятниках, которых в нашем городе много, знают не все?

Виктор Цой, Михаил Дудин, Жанна д’Арк, Юрий Кнорозов. Что объединяет этих людей? Возможно, в ближайшее время в городе появятся памятники или мемориальные доски в их честь. А может быть, не появятся. Все дело в нормах, существующих в городе. Попробуем в них разобраться.

Каменная летопись

В последние месяцы в Петербурге активно обсуждается вопрос установки памятников. В феврале на заседании Градостроительного совета Петербурга спорили, нужна ли Северной столице бронзовая Жанна д’Арк. В прошлом году писатель Михаил Кураев стал инициатором установки памятника поэту Михаилу Дудину, который в итоге планируется разместить в сквере на Большой Посадской улице. Пока проект отправлен на доработку. Кроме того, Фонд памяти Виктора Цоя уже более 8 лет борется за установку памятника Виктору Цою. Там тоже есть проблемы. Уже несколько раз меняли место, согласования затягивались, появлялись и другие трудности.

С чем связана такая волокита? Дело в том, что в Петербурге установка памятников, как и мемориальных досок, требует особых усилий. Юридическому лицу необходимо собрать определенный набор документов, который рассматривается в Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА), Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитете по культуре СПб и других.

В случае одобрения юридическому лицу предлагают сделать эскиз, который рассматривает Градостроительный совет, а уже последней инстанцией является общественный совет при Комитете по градостроительству и архитектуре. Проволочек на каждом этапе согласования возникает немало. О скорости говорить и вовсе не приходится.

В неловком положении

Проблема еще и в том, что в городе нет единого органа, который мог бы контролировать установку и демонтаж памятников. Кроме того, нет экспертной комиссии, которая определяла бы целесообразность установки или демонтажа монумента в конкретном месте.

По мнению заместителя директора по научной работе Музея городской скульптуры Елены Крыловой, это самая главная проблема, касающаяся городских памятников в Петербурге. Пока ответственность лежит на Комитете по градостроительству и архитектуре и Комитете по культуре, которые, по словам Крыловой, находятся в неловком положении.

"Я больше 11 лет проработала в Комитете по культуре и занималась вопросом установки памятников. Это всегда было так: коллеги из КГА присылают к нам предложение от юридического лица на установку памятника. А мы должны согласовать или не согласовать, – комментирует ситуацию Елена Крылова. – Как правило, если у юридического лица есть средства и рычаги давления, то памятник появится. Даже неважно, в удобном, доступном ли месте он расположен или нет. Нужно эти вопросы решать, иначе мы погрязнем в новых непонятных памятниках".

Проблемы восприятия

Кстати, по мнению экспертов, иногда проблема с установкой памятников появляется из‑за того, что люди перестали… их правильно воспринимать.

"Сегодня многие памятники люди просто не воспринимают по двум причинам. Во-первых, им кажется, что они не вписываются в архитектурный облик города и не отвечают запросам и вкусам общества. Во-вторых, сегодня судьба памятника зависит от социально-политической ситуации в обществе", – говорит искусствовед, завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

Эксперты отмечают, что в современном мире меняются способы взаимодействия с окружающей средой. Поэтому многие люди просто не умеют "читать" памятники, не понимают, для кого скульпторы и художники их делают и  как воспринимать такие монументы.

Русский гений

Возникают проблемы при установке не только памятников, но и мемориальных досок. Причем даже в тех случаях, когда личность человека, о котором хотят сохранить память и рассказать всем петербуржцам, не вызывает никаких сомнений.

Яркий пример – Юрий Кнорозов – выдающийся советский этнограф и лингвист, которому первому и единственному в мире удалось расшифровать письмена народов майя. Буквально на днях в Мериде – столице мексиканского штата Юкатан открыли уже второй памятник петербургскому ученому. Первый установили в Канкуне в 2012 году.

Член Топонимической комиссии Петербурга Алексей Ерофеев знает о выдающемся вкладе в науку этого ученого. И очень сожалеет, что обычные граждане о нем практически ничего не слышали. "Бесспорно, фигура Кнорозова заслуживает того, чтобы быть увековеченной. И, конечно, было бы правильно, если бы памятник или мемориальная доска появились в нашем городе", – уверен он.

Елена Крылова рассказала, что по поводу установки памятника Кнорозову рядом с Кунсткамерой в Комитет по культуре обращался один из фондов. Но тогда эта инициатива не прошла, поскольку то место, где его предлагалось установить, имело статус охранной зоны.

Впрочем, и разрешение на установку мемориальной доски потребует немалых усилий, времени и финансов. Отважившемуся на это юридическому лицу нужно собрать массу документов, провести историко-культурную экспертизу, подтвердить значение личности архивными документами, а платежеспособность своей компании справками, подробно представить и обосновать проект и необходимость его реализации для города. И хотя понятно, что анархия в установке мемориальных досок или памятников недопустима, все же есть личности, достойные того, чтобы о них знали и помнили даже спустя столетия. Последний пример – открытие на здании Академии русского балета имени А. Я. Вагановой памятной доски великому хореографу Мариусу Петипа.

"Юрий Кнорозов достоин и мемориальной доски, и памятника. И было бы правильно и справедливо, если бы его память увековечили в нашем городе", – отметила Елена Крылова.

Закрыть