Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

"Машков позвонил мне в день рождения Владимира Петровича Кондрашина"

Вдова великого баскетбольного тренера Владимира Кондрашина продолжает ждать извинений от авторов "Движения вверх".

Вдова великого баскетбольного тренера Владимира Кондрашина  продолжает ждать извинений от авторов "Движения вверх".

– Евгения Вячеславовна, сейчас, когда фильм "Движение вверх" получил огромный успех у зрителей, не жалеете, что добились замены фамилии главного героя? Вдруг те, кто посмотрел кино, решат, что тренером олимпийских чемпионов по баскетболу на самом деле был некий Гаранжин?

– У меня много претензий к авторам фильма. Почему нам – мне и Александре Овчинниковой, вдове Саши Белова – вообще не сообщили, что начинают съемки? С нами никто не пообщался, не спрашивал разрешения показать наших мужей, не просил рассказать о них. К нам обратились, когда половина фильма уже была снята. Приехал Иван Едешко (бывший баскетболист сборной СССР, олимпийский чемпион – 1972. – М.Г.), который выступал консультантом фильма, стал нас убеждать, что будет хороший фильм, чтобы мы подписали договор о том, что согласны на использование имен Владимира Кондрашина и Александра Белова.

А. Белов

– Если бы вы подписали это соглашение, то получили бы какие-то деньги?

– Я не помню, какую-то сумму называли, но это не так важно. Помню, что мы 5 лет не имели бы права говорить о фильме что-то плохое. Нам дали почитать сценарий и мы, конечно, возмутились тем, как искажены факты. Поэтому отказались подписать договор и подали судебный иск. Сейчас, 15 марта, прошло выездное заседание суда, о котором нам даже не сообщили и на котором нам в очередной раз отказали, но защищающий наши интересы юрист Вадим Тимошевский будет снова подавать апелляцию.

А.Белов и В.Кондрашин

– Авторы фильма заявляют, что это художественное произведение и они имели право на вымысел.

– Когда я прочла первоначальный вариант сценария, то пришла в ужас. В нем Кондрашин вез контрабанду, чтобы купить валюту для операции сына. Во-первых, этого не было и быть не могло, во-вторых, нашему сыну Юре в 1972 году уже было 18 лет, а в кино он показан 10-летним мальчиком, и операцию (Юрий Кондрашин болен церебральным параличом и прикован к инвалидной коляске. – "ПД") нам врачи никогда не предлагали. Саша Белов показан смертельно больным, и ведь некоторые зрители в откликах на фильм пишут, что как же так, на Олимпиаде выступал умирающий человек! Все это вымысел – Саша в 1972-м был в прекрасной форме, болезнь у него диагностировали через несколько лет. И вообще, в фильме Саша Белов мрачный, нелюдимый, а в жизни он был совсем другим – веселым, пел песни, читал стихи. Вообще все это – вторжение в нашу частную жизнь. Мы заявили, что против того, чтобы снимали фильм по такому сценарию. Мне удалось добиться, чтобы фамилию Кондрашин заменили, а вот Александре Овчинниковой отказали на том основании, что она стала женой Саши Белова позже показанных в фильме событий.

Владимир Кондрашин, 1975 год

– Вам хоть что-то в фильме "Движение вверх" понравилось?

– У меня двоякое отношение к фильму. То, как показаны финальный матч Олимпиады-1972, тренировки, вообще баскетбол, мне понравилось. Но вот все остальное… Очень многое придумано. Ну как за неделю до Олимпиады сборная могла поехать в Грузию на свадьбу? Или эпизод, когда баскетболисты играют в Нью-Йорке со шпаной на пустыре и проигрывают? Это все из области фантастики. Или в фильме жена тренера, то есть я, запросто звонит ему в Мюнхен... да в те годы такого быть не могло – сделать международный звонок было очень сложно, не то, что сейчас. В фильме девушка Саши Белова играет на Олимпиаде за женскую сборную СССР по баскетболу, но тогда женский баскетбол не входил в олимпийскую программу.

И как можно было придумать, что матч со сборной Кубы в полуфинале Олимпиады был договорным? Это просто чушь.

Белов и Кондрашин

– Вы хорошо знали баскетболистов сборной СССР 1970-х, они в фильме получились похожими на себя?

– Вообще, актеры играют неплохо, но они играют по сценарию, а его автор Куликов (Николай Куликов. – "ПД") сам же заявил, что совершенно не интересуется спортом. Он использовал автобиографию Сергея Белова, которая так и называется – "Движение вверх". Поэтому главным героем фильма из игроков и стал Сергей Белов. Правда, на Олимпиаде в Мюнхене он был без усов, как и грузины Михаил Коркия и Зураб Саканделидзе. Совсем другим был литовец Модестас Паулаускас – у него был твердый характер, а в фильме он мечется туда-сюда. Не мог он бросить мяч в лицо Саше Белову и сказать, что новый тренер тащит в сборную своих. Саша вообще не был новичком в сборной в 1971 году: он играл еще у Александра Гомельского, стал чемпионом Европы в 1969-м. И, конечно же, не был Модестас националистом, который не любит русских, каким он показан в кино. Попробовал бы он хоть что-то в этом духе на самом деле сказать тогда – его к сборной на километр бы не подпустили!

Кондрашин и "Спартак"-75

– Ваше отношение к актерской работе Владимира Машкова? Правда ли, что он принес вам извинения за фильм?

– Нет, извинений не было. Машков позвонил мне 14 января, в день рождения Владимира Петровича Кондрашина. Беру трубку, слышу незнакомый мужской голос: "Поздравляю с днем рождения!" Я сперва растерялась: мой день рождения уже прошел. Машков представился, сказал теплые слова. Я ему сказала, что очень люблю его как актера во многих ролях. Он передал привет Юре, пообещал, что когда приедет в Петербург, то нас навестит.

Вообще, Машков не похож на Владимира Петровича, внешне он больше похож на второго тренера Сергея Башкина, которого в фильме вообще нет. Машков сыграл не Кондрашина, а того тренера, который написан сценаристом. Все, кто знал Владимира Петровича, с этим согласятся.


– Вы продолжаете судиться с создателями "Движения вверх", но ведь фильм уже побил все рекорды в прокате, его увидели миллионы зрителей. Чего вы добиваетесь сейчас?

– Мы не ставили целью запретить прокат фильма. Мы хотим добиться от авторов публичных извинений за то, как они исказили реальные события. Уверена в том, что фильм о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде 1972 года, о Владимире Петровиче Кондрашине и Саше Белове можно было снять без всех этих вымыслов. Хорошо, что есть об этом замечательный документальный фильм "Три секунды" с участием журналиста Юрия Роста, в котором все показано точно и правильно.

Владимир Кондрашин с женой Евгенией и сыном Юрием

Закрыть