Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Председатель Комитета по культуре: Я не могу подарить Бутусову театр

Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко рассказал "ПД", что думает об истории с уходом художественного руководителя Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова.

Уход художественного руководителя Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова широко обсуждается не только профессиональным сообществом, но и всеми любителями театра. Страсти накаляются до такой степени, что порой кажется, будто дело происходит не в культурной столице России. Пишутся письма, собираются отклики и комментарии, выдвигаются версии и звучат мрачные предсказания о будущем прославленного театра.

А что думает обо всей этой истории председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, мы узнали у него самого.

По словам Константина Эдуардовича, ни главным режиссером, ни художественным руководителем Театра им. Ленсовета он становиться не собирается. Поэтому все обвинения и намеки по этому поводу категорически отвергает. Так же, как и упреки в пристрастии только к классическому театру.

"Ни по уставу театра, ни по положению Комитета по культуре, ни по действующему законодательству я не могу определять направление развития театра. Я не могу Григорию Михайловичу Козлову указать, что ему делать в театре "Мастерская". Я не могу Борису Яковлевичу Эйфману указывать, какие спектакли ему играть. Это даже смешно. Но так же, как это смешно с моей стороны, так же это смешно и для тех, кто предполагает, что это возможно. Это непонимание того, как устроена политика управления".

По словам Сухенко, он с удовольствием ходит в театр "Приют комедианта" и ему нравятся спектакли, которые там идут. Он обожает Эйфмана и считает его балетное искусство современным и самым передовым в мире. "Поэтому утверждать, что я консерватор и приверженец только одного направления, просто смешно", – говорит он. И конкретизирует: "Я говорил о том, что сегодня достаточно сложно удерживать конкуренцию с театрами федерального подчинения. И что, может быть, нужно рассмотреть перспективу ухода Театра им. Ленсовета в нишу классического театра. Тем более что там работают многие артисты классического направления. И в театре Бутусова – современном авторском театре – они, может быть, недостаточно востребованы. Поэтому я предположил, что классическое направление может быть просто более перспективным", – отметил он.

Юрий Бутусов. Фото: Виктор Васильев/Интерпресс

На взгляд Сухенко, основная причина конфликта в том, что Бутусов сам хотел выбрать себе директора театра, сформировать худсовет, сделать зал черным, создать целый ряд новых структурных подразделений, например отдел гастролей. "Но театр прекрасно гастролировал. Его гастрольная программа – одна из лучших среди других городских театров. Она насыщена и разнообразна. И я, например, не согласен, что без такого отдела театру не обойтись. Считаю, что и по реализации билетов, и по пиару, и по гастролям работа в театре выстроена. То есть нельзя сказать, что развален театр. Это не так. Это не подтверждается ни его годовыми отчетами, ни посещаемостью театра. Нет для этого объективных данных".

Константин Сухенко признался: он надеялся на то, что директор театра Валерий Градковский и Юрий Бутусов, ставший художественным руководителем театра в ноябре 2017 года, найдут общий язык и продолжат работу. Но этого, увы, не случилось. И ситуация стала для Бутусова некомфортной.

Председатель Комитета по культуре считает, что, когда звучат возгласы вернуть Бутусова, подспудно это означает, что надо убрать из театра Градковского. "Но Градковский отдал 20 лет этому театру. По мнению профессионального сообщества, он один из лучших директоров, – говорит он. – Я должен слышать всех. И принимать взвешенные решения. Ну хорошо, завтра я оставлю в театре одного Бутусова, а Градсковского уволю со скандалом. И сотня людей в профессиональном сообществе скажет, что это тоже неправильное решение. Значит, нужно искать выверенные и точные ходы. И, поверьте, это далеко не так просто", – признается он.


На вопрос, возможен ли все-таки компромисс, Константин Сухенко ответил: "Ну, как? Он принял это решение, он подал заявление. Он хочет авторский театр, хочет, чтобы это был его театр. Я не могу ему подарить этот театр. Это тоже не во власти и не в функциях председателя Комитета по культуре".

"Если бы я действительно ссорился с ним, преследовал его, если бы театр не финансировался… Но все его постановки поставлены за бюджетные средства. Это значит, что театр финансировался из года в год, ремонтировался, оснащался оборудованием. Вы посмотрите, есть статистика, в том числе и за последние 3 года, она неоспорима. Если это называется препятствованием творческому процессу, тогда скажите, что такое способствование творческому процессу?" – задал он риторический вопрос.

По словам Сухенко, никаких разговоров о том, что кто-то будет уволен с уходом Бутусова, нет и в помине. "Каждый артист дорог, каждый талантливый артист – на вес золота. И, думаю, не только для Комитета по культуре, но и для администрации театра прежде всего", – добавил он.

В театре останется тот репертуар, который действовал. Он сокращаться не будет. Открыты двери и для сотрудничества с Юрием Бутусовым. "Если он в дальнейшем захочет сотрудничества с театром, то никто за ним дверь не захлопнул и на ключ не закрыл. Это позиция не только моя, но и в театре так же к этому относятся", – конкретизировал он.

И признался, что сегодня основная сложность заключается в том, чтобы найти сильного, яркого художественного руководителя. Убедить горожан, театр и профессиональное сообщество в том, что уход Бутусова, даже при том что он принял это решение сам, не причинил ущерб театру и выход удалось найти.

"Официально мы еще ни одной кандидатуры на эту должность не вносили. А неофициально рассматриваем и московских режиссеров, и даже зарубежных. Эта работа идет", – сказал Константин Сухенко.

"Это трудно, я не скрываю. Но мы с этими трудностями боремся и решаем их. Мы понимаем свою ответственность. Поэтому действуем в публичном поле и на глазах у всего города", – заключил он.


Закрыть