Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Межпланетные путешествия почти век назад

Выставка была посвящена 70-летию основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского

В дни, когда в Петербурге проходит выставка PROKOCMOC, «Петербургский дневник» рассказывает о самой первой в истории человечества выставке, посвященной межпланетным путешествиям. Она открылась в Москве в 1927 году. 

Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов открылась в Москве на Тверской 24 апреля 1927 года. Воздух еще бороздили самолеты-этажерки. Первооткрыватель космоса Сергей Королев год как переехал в Москву из Киева и стал студентом. До начала космической эры оставалось 30 лет.

ПРОЙТИ МИМО НЕВОЗМОЖНО

Организовала выставку Ассоциация изобретателей-инвентистов (АИИЗ) исключительно на энтузиазме. Участники АИИЗ говорили о себе как о «внеклассовой, аполитичной ассоциации космополитов Вселенной». Перед входом на выставку был установлен информационный плакат, так называемая лунная витрина – объемная инсталляция, выполненная членом АИИЗ молодым художником Архиповым.

«Пройти мимо подобной витрины было невозможно. У нее постоянно толпился народ. Зрелище будоражило воображение и возбуждало мечты о покорении планет и космического пространства», – рассказывает историк авиации Виталий Лебедев.

БРОШЮРЫ ЦИОЛКОВСКОГО

Выставка была посвящена 70-летию основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского. «Он очень хотел посетить выставку, но не смог по состоянию здоровья. Тем не менее Циолковский прислал организаторам и участникам выставки свое приветствие. Он выражал уверенность, что представитель уже их поколения полетит в небо», – рассказывает Виталий Лебедев.

Организаторы выставки посчитали своим долгом помочь Константину Циолковскому не только популяризацией его идей по космонавтике, но и материально. Однако сделать это было непросто – ученый был очень щепетильным. Тогда организаторы пошли на хитрость. Они обратились к Циолковскому с просьбой разрешить распространять его произведения, а якобы вырученные средства посылали автору.

На деле же книги Константина Циолковского посетителям выставки вручали бесплатно. Эти расходы покрывались за счет продажи билетов на экспозицию. В декабре 1927 года почтальон принес в калужский дом Циолковского квитанцию о получении некоего груза из Москвы. К странному грузу прилагался и другой подарок – денежный перевод для оплаты перевозки со станции прибывшего груза. Распаковав тяжелый ящик, Константин Эдуардович с удивлением обнаружил в нем собственный бюст. Необычную посылку сопровождало не менее необычное письмо: «Для нас будет большой радостью, что этот бюст будет находиться в мастерской величайшего Зодчего Вселенной, и своим отказом Вы огорчили бы нас – первый межпланетный отряд, который стремится продвинуть Вашу идею возможно быстрее в массы…»


АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ

Экспозиция представляла собой собрание фотографий, макетов и муляжей, показывающих путешествие к чужим мирам. Летчик и изобретатель Георгий Полевой – один из соавторов бюста Циолковского – на своем стенде показал целый ряд изобретений. Ключевым экспонатом стал проект межпланетного транспортного средства – лунного «Ракетомобиля», который был представлен в виде макета и схем. На информационном стенде изобретателя была указана дата создания лунного «Ракетомобиля» – 1913 год. В качестве пусковой установки «Ракетомобиля» Полевой использовал электромагнитную пушку, названную им «космостанцией».

Пушка представляла собой тоннель, просверленный в горном массиве, в котором по специальным направляющим скользит особый вагон, заключенный в железный панцирь обтекаемой формы. Скорость поддерживалась горением «реактивных труб» (более привычно современному уху – сопел реактивных двигателей. – Ред.), выходящих из панциря наружу. После достижения высоты 150 км панцирь должен был автоматически раскрываться, а во всех «трубах» происходить зажигание. Так «Ракетомобиль» уходил в космос, постепенно развивая скорость до 11 км/с, а панцирь на парашюте падал вниз и подвозился к станции для повторного использования. И все это было красочно нарисовано Полевым на висящей тут же картине. Предложенные автором солнечные двигатели, по его мнению, позволили бы ракете летать не только в Солнечной системе, но и выходить за ее пределы. В космосе винты и крылья ракеты должны были убираться, как шасси современных самолетов.

Многие экспонаты выставки вошли в первую в мире энциклопедию по истории и теории реактивного движения и космических полетов «Межпланетные сообщения».

Закрыть