Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

Выставка ко дню рождения Алисы Фрейндлих открылась в Петербурге

Посвященная знаменитой актрисе экспозиция продлится до конца января

Экспозиция, посвященная советской и российской актрисе театра и кино Алисе Фрейндлих, открылась в Большом драматическом театре. На ней представлены фотографии Фрейндлих, фрагменты ее интервью и предметы, связанные с ее жизнью. Выставку можно посетить бесплатно при покупке билета в театр. Она продлится до конца января. 

«Прочитай меня. Я текст»

Последние подготовки к открытию выставки только закончились. Перед посетителями – дверь, с которой начинается экспозиция. А за ней – зеркало, где расположилась белая, привлекающая внимание надпись: «Прочитай меня. Я текст. Я проведу тебя по миру Алисы». Ориентироваться по выставке помогала розовая лента, которая вела посетителей и помогала решить, куда именно идти. Экспозиция растянулась на несколько этажей – экспонаты расположились под лестницами, в кафе и в самых неожиданных уголках театра. 

«Алису Фрейндлих любят за магию, она волшебница. Фрейндлих бесконечно требовательна в работе, особенно с режиссером. Но в жизни она совершенно другой человек – беззащитный и скромный», – отметил Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова.

Ксения Сурикова, соавтор выставки, подтвердила, что именно сложностью и легкостью характера, хулиганистостью артистки они и вдохновлялись перед созданием экспозиции. Это можно увидеть в розовом цвете, который сопутствует выставке, и текстах, возникающих у каждого экспоната. 

Большую часть экспонатов предоставил театр. Некоторые вещи организаторы выставки покупали на Удельном рынке, что-то пришлось заказать. Поэтому она строится не на личных вещах актрисы, а на впечатлениях, которые складывались у создателей выставки во время работы, и их переживаниях. Поэтому выставку продумывали долго. Над разработкой думала творческая Группа X. 

«Иногда это драматический рассказ, иногда – комический» 

Каждый предмет на экспозиции старается раскрыть тайну: почему именно Алиса Фрейндлих стала такой великой актрисой. Выставка состоит из 11 точек-секретов, в каждом из которых – небольшая загадка. Стоит только потянуть за веревочку, открыть дверцу или нажать на кнопку, как голос Алисы Фрейндлих все расскажет. 

«Мы не записывали какой-то специально сделанный для выставки текст, а взяли кусочки из ее интервью. Иногда это драматический рассказ, иногда – комический», – отметила Сурикова. 

Предполагается, что зрители не будут смотреть выставку по хронологии – а каждый экспонат по отдельности, во время антрактов.

Экспозиция начинается с розового рояля. После него показан образ самого тяжелого периода жизни актрисы и петербуржцев в целом – детства в блокадном Ленинграде. Этот эпизод представлен в виде большого шкафа, внутри которого – будильник. 

«Бабушка не разрешала нам съедать весь хлеб сразу. Она человек необычной немецкой дисциплины. Поэтому делила хлеб на части, и мы все его получали по часам. Помню, сидела и смотрела на циферблат, не отрываясь, пока стрелка не придет к тому моменту, как я получу маленький ломтик», – слышится бодрый записанный голос Фрейндлих. 

Одна из ключевых точек выставки сделана в виде стеклянного шкафа, внутри которого сложены русские и немецкие книги, которые вложили во Фрейндлих богатую культуру, объединяющую две страны, – это и создало дуализм характера. 

Три следующих шкафа посвящены самым важным темам жизни актрисы. В одном рассказывается о взаимоотношениях между ней и Игорем Владимировым – как актрисы и режиссера, так и семейных. На полках – его портрет, а авторы выставки даже постарались подобрать фрагменты его голоса, чтобы услышать, как проходили репетиции. «Не знаю, кто был его женой – я или его театр», – слышалось из шкафа. 

Еще один шкаф наполнен инструкциями больше, чем другие, – он посвящен семье, о которой она говорит с большой любовью и размышляет, что ее отношения с дочерью такие же, как были у нее с отцом. Небольшой отдел посвящен маме и бабушке – это люди, благодаря которым она выбрала свой путь. 

«Мы отметили здесь небольшой смешной момент – фигурку из стекла. Она связана с историей семьи Фрейндлих, предки которой были немецкими стеклодувами», – сказала Сурикова. 

Поесть семечки и стать Алисой Фрейндлих 

Для желающих отдохнуть есть медитативная зона – плетеное розовое кресло рядом с лампой с пушистым абажуром. В ней Фрейндлих размышляет, каким может быть человек, актер, может ли хороший человек быть плохим актером и наоборот. «Каждому человеку необходимо иметь три «с» – совесть, свободу и смелость. Свобода выражения себя. Быть очень свободным на сцене», – начинает она свой рассказ. 

Но полностью перевоплотиться в актрису можно за столом. Сев за стул, можно сыграть в дурака или поесть. 

«Она много курит, а чтобы избавиться от вредной привычки – ест семечки. Поэтому погрузиться в ее переживания, почувствовать себя ею можно здесь. Мы готовы к тому, что все семечки за время работы выставки съедят», – отметила Сурикова. 

Но семечки появятся на выставке еще раз – уже в самой последней темной комнате. Безумная чайная церемония с какофонией звуков ждет за последней дверью. Семечки же в ней придется найти самостоятельно. 

Эксклюзивно для «Петербургского дневника» народная артистка СССР и почетный гражданин Петербурга рассказала про талант, современный театр и чувство юмора. Почитать интервью с легендарной актрисой можно здесь.

Закрыть