Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

Выставка «Кожа» открылась в Петербурге

О необычной экспозиции рассказал куратор галереи Zerno
Фото: Ю. Радкевич / «Петербургский дневник»

Экспозиция более 50 современных фотографов «Кожа» представлена в галерее Zerno. Каждый участник представил на снимках свое понимание понятия кожи – и совсем не в прямом смысле. Выставка продлится до 8 февраля следующего года. 

«Мы мурашки заменили на снег» 

Остановиться у каждого снимка и тщательно рассмотреть его было сложно: желающих оценить фотографии было так много, что некоторые снимки совсем не было видно за гостями экспозиции. И не просто так – выставка «Кожа» совпала еще с одним важным событием для галереи Zerno – ей исполнился год. 

Идея выставки появилась полгода назад. Чтобы собрать работы более 50 фотографов, организаторы объявили open call, в котором мог участвовать любой желающий – более 500 человек. После этого галерея провела поэтапный отбор. 

«Это было непросто. Сначала отобрали то, что в принципе кажется интересным и соответствует идеям, которые закладывались в выставку. Для нас было важно, чтобы работа несла сообщение и не буквально раскрывала понятие кожи, а рассказывала об этом. Также мы думали, что это не должна быть журнальная версия кожи: как тела или мурашек на нем. Мы мурашки заменили на снег. И когда видели, что в работе есть активность, чувства, она каким-то неожиданным образом показывает кожу, а в голове возникала мысль: «А это вообще тут при чем?», то отбирали такие работы. После выставки понимаешь, что это очень объемное понятие, не до конца ясное явление. Но выставка не отвечает на вопрос понятия кожи – это можно прочесть в «Википедии». Здесь мы визуализируем и стараемся показать все с ней связанное», – подчеркнул куратор галереи Сергей Щербаков. 

«В коллажах я деконструирую людей при помощи канцелярского ножа» 

Выставка разделена на три блока – зала. В первом кожа понимается как соприкосновение. В фотографиях описывается телесность, возникновение ощущений и первый контакт с кожей. Например, в нем можно увидеть кожу планеты как организма. Второй зал связан с трансформацией кожи, ее формы, внешней природы. 

Третий зал рассказывает о том, что кожа – это граница между мирами. Здесь представлено все, что касается пограничных состояний, переходов из одного в другое. Многие фотографы подошли к выставке философски.

«Я подал около 30 фотографий, выбрали одну. Сначала я не понял, почему именно ее. Но потом пазл сложился. На самом деле выставка о коже начинается с двери – это тоже граница миров. Первое, что мы делаем, – вытаскиваем правила места, образ действия. Когда мы это под лупой смотрим, могут происходить интересные вещи. Но это касается вообще всего, не только этой экспозиции», – отметил Илья Жильцов. 

Выставка – это воплощение фотографии

«Многие кураторы отмечали, что одно дело – изображение на компьютере, а другое – на стене. Наша позиция: фотография должна быть напечатана. И так можно заново открыть то, что видел до этого. Например, работа Никиты Апанасенко со странными монстрами совсем по-другому выглядит на стене», – отметил Щербаков. 

В этом году к занятию фотографией Никита Апанасенко добавил создание коллажей из своих снимков.

«Я посмотрел, что подходит больше всего под тему, – и из десяти заявленных взяли одну. По большей части в коллажах я деконструирую людей при помощи канцелярского ножа. Стараюсь выстраивать сложные композиции. Из-за того, что режешь фотографии людей, которые сильно детализированы, иногда у зрителя возникает небольшое омерзение. Моя работа на выставке называется «Откровение через большую ногу и маленький отросток». В целом я работаю над коллажами постоянно – выдаю по два-три в день. Использую смешанные техники: рву фотокарточки, жгу, плавлю, делаю эмаль, затираю клеем. Сейчас я делаю минималистичные работы с социальным и иногда политическим подтекстом иронического плана. Есть такая болезнь – шизофазия, так же и мои работы могут не нести смысла», – рассказал фотограф-коллажист Никита Апанасенко. 

«Петрович, меня что, глючит?»

На открытие выставки приехали фотографы из разных городов и стран. Михаил Михайлов жил в Америке и Англии и представил работу, которая входит в серию «Сад с узким ручейком».

«В названии на английском есть игра слов: stream – это не только ручей, но еще и поток информации, поэтому это постцифровой проект. Он состоит из фотографий-обманок. Когда создается 3D-модель, она обычно серенькая, так как в ней нет истории. И когда дизайнер накладывает текстуры, каждая царапинка становится частью выдуманной истории. Поэтому я взял существующие вещи – сады, людей, предметы – и начал забирать их текстуру, то есть прожитую историю. Вещи превратились в идеи о самих себе. Все снято в Лондоне, где я перекрашивал меловыми красками, безопасными для растений, разные предметы. Все думают, что это фотошоп, но это не так – мы привыкли, что все манипулируют фотографией. В этом тоже обман. Есть только одна работа, сделанная не в Лондоне: в два часа ночи я перекрашивал 200 метров деревьев. И проходящие алкоголики спрашивали: «Петрович, меня что, глючит? Почему все зеленое и розовое?» – рассказал Михаил Михайлов. 

Были и петербургские авторы

«Когда была объявлена тема, я точно знала, что буду выставлять. У меня есть серия, посвященная этой проблеме. Работа на выставке посвящена поколению миллениалов, которые летают в своих мечтах над панорамой Кудрово. Это мысль о бодипозитиве и новых людях, их понятии красоты. Я представила ее здесь, потому что она явно отражает те идеи, которые соответствуют тематике. На ее создание ушло несколько дней съемки и пара недель ретуши – для фотографа это не много. Я рада быть здесь, потому что благодаря выставке фотографы встретились, а это помогает рождаться новым идеям. Не удивлюсь, если позже появятся серьезные коллаборации между художниками», – отметила фотограф Анна Гофман.

Закрыть