Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Банки проверят на доступность для инвалидов

ЦБ запускает проверку в 24 регионах

Банк России в 2020 году проведет оценку обеспечения доступной среды для клиентов с инвалидностью. Будет проанализирована работа крупнейших банков страны в разных регионах России.

Не первый год в Банке России озадачены вопросами создания безбарьерной среды для инвалидов. В прошлом году ЦБ разослал очередную порцию рекомендаций. В большей степени они касались технического оснащения офисов банков и доступности отделений для людей с ограниченными возможностями. Большая часть кредитных учреждений исполнила эти требования. Однако проблемы остаются. «Среди самых сложных задач, которые еще требуют завершения, – техническое переоборудование банкоматных сетей. Наименьшие проблемы у банков вызвала работа с кадрами – подготовка сотрудников к взаимодействию с клиентами с инвалидностью», – говорится в ответе регулятора.

Недовольны и обычные люди. «Я говорю с позиции колясочника. Самое основное в нашей ситуации – отсутствие доступного входа с помощью пандуса или подъемного устройства. Подъемное устройство – это худший вариант, особенно при круглосуточных банкоматах, так как управлять им самостоятельно нельзя и есть большая вероятность поломки. Организация доступного входа для колясочников в старом здании – это часто самое сложное и проблематичное технически, а также финансовая нагрузка. Но радует, что есть отделения различных банков доступные и потихоньку другие тоже делают такую доступность», – говорит председатель общественного совета СПб ОПОИ «На коляске без барьеров» Максим Лапшин.

В этом году регулятор будет проверять готовность банков применять положения нового ГОСТа, разработанного для сайтов и мобильных приложений банков. Делается это с целью улучшить дистанционное обслуживание людей с инвалидностью, сделав банковское обслуживание более доступным.

В разговоре с финансистами многие банкиры жаловались на проблемы с обустройством пандуса или установкой подъемных устройств. Особенно если речь заходит о зданиях, признанных историческими или памятниками архитектуры, находящимися под защитой Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В свою очередь, в КГИОП утверждают, что комитет проводит обсуждения с проектировщиками еще на стадии разработки документации приспособления зданий-памятников для посещения маломобильных групп граждан. «В процессе предварительных консультаций вырабатываются проектные решения, которые позволяют не нарушать охраняемый внешний облик объекта культурного наследия», – сообщили в КГИОП.

Доступность финансов

«Банк еще в прошлом году активно модернизировал сеть своих офисов, в том числе делая их доступнее для маломобильных граждан и других людей с ограниченными возможностями. Некоторые офисы поменяли месторасположение и на новом месте изначально открывались с расчетом на то, что их услугами должен иметь возможность воспользоваться любой клиент. Для этого офисы оборудовались специальными пандусами либо изначально проектировались со входом на уровне уличного тротуара, без ступенек», – говорит представитель банка «Открытие» Иван Макаров.

В банке не забыли поменять и таблички для внутренней навигации. Теперь они продублированы надписями с использованием шрифта Брайля. По словам Ивана Макарова, в отделениях установлены устройства для подключения слуховых аппаратов и созданы отдельные рабочие места для обслуживания слабослышащих людей.

Дистанционное обслуживание – это один из способов помочь людям с ограниченными возможностями пользоваться услугами банков. «Несколько тысяч незрячих клиентов активно пользуются приложением "Сбербанк Онлайн". Приложение адаптировано для программ экранного доступа – его меню и функционал озвучиваются для незрячих пользователей. Достаточно включить голосовое сопровождение VoiceOver или TalkBack в настройках смартфона, – рассказали в Северо-Западном банке Сбербанка России. – Что касается банкоматов, их экраны настроены так, чтобы слабовидящие клиенты могли читать интерфейс: адаптированы шрифты, цветовая гамма и контрастность. Для незрячих клиентов доступны уже несколько тысяч банкоматов с гнездом для наушников и полностью озвученными операциями запроса баланса и снятия наличных».

Помимо этого была внедрена услуга «Видеоудаленный сурдоперевод». Сурдопереводчики работают удаленно, и при необходимости сотрудник банка, используя планшет и программное оборудование, удаленно подключается к диалогу переводчика жестового языка. Сурдопереводчик помогает задать вопрос и получить ответ.

Как сообщили «ПД» в банке ВТБ, здесь новые точки продаж оборудуются инфраструктурой для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения. «Значительное количество офисов банка оборудовано пандусами, подъемниками, кнопками вызова персонала на входе и другим оборудованием. Для обслуживания клиентов с ограничениями по слуху применяются устройства звукового усиления», – добавляет представитель кредитного учреждения Мария Георгиевская. По ее словам, на клавиатуру банкоматов наносятся тактильные метки с шрифтом Брайля.

Практически во всех банках, опрошенных «ПД», сотрудники обучены правилам работы и оказания помощи людям с ограниченными возможностями.

Закрыть