Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

"Довлатов": один из лидеров Берлинского кинофестиваля выходит в прокат

В столице Германии несколько дней назад завершился 68-й Берлинский кинофестиваль. В основном конкурсном смотре оказались 19 фильмов со всех уголков земного шара. Россию представлял Алексей Герман-младший со своей картиной "Довлатов". "ПД" фильм просмотрел и спешит торопить всех в кино, ведь прокат "Довлатова" будет идти всего 4 дня – с 1 по 4 марта, и это стоит увидеть.

В столице Германии несколько дней назад завершился 68-й Берлинский кинофестиваль. В основном конкурсном смотре оказались 19 фильмов со всех уголков земного шара. Россию представлял Алексей Герман-младший со своей картиной "Довлатов". "ПД" фильм просмотрел и спешит торопить всех в кино, ведь прокат "Довлатова" будет идти всего четыре дня – с 1 по 4 марта, и это стоит увидеть.

За окном – Ленинград начала 1970-х годов. Город-герой затянуло туманом, от него веет сыростью, заставляя местных жителей поплотнее укутаться в пальто. Где-то там, на улице Рубинштейна, видит сны литератор Сергей Довлатов (Милан Марич). А снятся писателю Леонид Брежнев, "Пина Колада", задушевные разговоры и спокойная жизнь. Все бы так, да нужно вставать и идти на работу, в заводскую газету, где надо писать "как положено", а не как ты умеешь. В жестких рамках продиктованной сверху цензуры Довлатов теряется, спасая себя только самоиронией и встречами с дочерью.

Не Довлатовым единым

Из краткого пересказа сюжета следует, что перед нами всего лишь стандартный байопик – фильм, повествующий о той или иной известной личности, но Герман сумел сделать "Довлатова" намного интереснее, чем может показаться на первый взгляд.

"Довлатов" – это не кино про одного человека. Про писателя, который так и не был издан в своей родной стране, уехал в США и там скончался от сердечного приступа в 1990 году. Фильм Германа – яркая зарисовка проблем художников в мировой истории, в первую очередь в России.

Вокруг главного героя крутятся творцы той эпохи. Иосиф Бродский (Артур Бесчастный), который читает свои стихи не в наполненном публикой зале какого-нибудь ДК имени Ленина, а в прокуренной квартире, в которую набились такие же, как и он, – отброшенные решением партийной структуры личности. Рядом с Бродским крутится фактически безымянный и не признанный художник Давид (Данила Козловский), который уже бросил кичиться своими картинами, а стал продавать запрещенные в то время товары и литературу.

Когда художникам плохо

По большому счету, все персонажи, роящиеся вокруг Довлатова, не должны быть интересны зрителю по именам. Картина Германа не собирается поддаваться правилам документалистики и выкрашивать картинку в правдивые цвета 70-х.  Любопытна именно подача обиженной жизнью творческой личности. Довлатов спит, пьет, пишет, работает на газету, но везде, как кажется, терпит крах. Однажды писатель даже говорит супруге (Хелена Суецка), что "не может встать", но женщина подбадривает и поднимает творца, заставляя его крутиться в водовороте сложившихся событий дальше.

На самом деле у героя есть еще одна миссия, еще один неравный бой, который он не может выиграть. Его дочь, изумительно сыгранная петербургской школьницей Евой Герр, хочет большую куклу, "как у подруги". На это отцу нужны деньги, но как их заработать, если тебя не печатают? А не печатают потому, что не принимают в Союз писателей, а для этой организации нужны определенные тексты, которые ты написать не способен. Вот он, омут Довлатова, вот он, омут Бродского, подрабатывающего на озвучке фильмов, – ведь его тоже не хотят публиковать.

Не будем переносить аналогию Германа на современность. Несложно догадаться, что постановщик попытался провести четкие параллели на полвека вперед. Единственное, что стоит упоминания, так это сам Милан Марич. Сербский актер, который, понятное дело, был позже дублирован Александром Хошабаевым, идеально вжился в роль. Можно уже сейчас сказать, что Марич в скором времени замелькает во многих отечественных проектах. Его стать и харизма, отреченность и растерянность в кадре отлично передают настроение, которое испытывал сам Довлатов в далеких 70-х годах.

Успех есть, но нужно еще

Конечно, обидно, что за подобную, скажем больше, лучшую работу в фильмографии Германа-младшего постановщик остался без высшей награды – "Золотого медведя" – символа Берлинале. Зато "Довлатову" удалось одержать чуть менее весомые, но весьма значительные победы.

Во-первых, фильм наградило независимое жюри немецкой газеты Berliner Morgenpost.

"Мне очень приятно, это очень важно, потому что мы сняли фильм о замечательных талантливых людях, людях, которые очень важны для русской культуры. Я рад, что о них будут знать гораздо больше", – сказал Герман-младший, получая награду.

Во-вторых, "Довлатов" удостоился "Серебряного медведя" за выдающиеся художественные достижения. В прошлом году Герман-младший уже увозил из Берлина аналогичную статуэтку за фильм "Под электрическими облаками", но для Елены Окопной это первая и долгожданная награда.

Можно добавить, что "Медведь" за подобное мастерство – низкий поклон всей студии "Ленфильм", которая занималась антуражем, деталями атмосферы того Ленинграда и костюмами героев.

В-третьих, платформа Netflix прямо по окончании фестиваля приобрела права на прокат "Довлатова" по англоязычным странам. Это признание можно назвать главным успехом Германа-младшего на мировой киноарене, если такая и существует.

"Мне интересно, как люди из разных стран воспримут историю Сергея Довлатова, интересно, смогут ли понять проблематику, юмор, контекст. На самом деле неважно, получит фильм призы или нет. Мы уже победили, когда смогли снять и завершить в срок столь сложную картину о людях, которых мы любим", – сказал Герман-младший в одном из интервью. Поймет ли российский зритель? Тоже большой вопрос.

Премьера фильма – 1 марта.

Закрыть